Переславль-Залесский
Темы отдыха
Направления и курорты
Достопримечательности
Архитектура Переславля-Залесского
Никитский мужской монастырь
Монастырь стал известен благодаря подвигам переславского святого Никиты Столпника. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. По одним преданиям, раскаяться его заставило видение человеческой крови в котле с пищей в его доме, по другим – известия о княжеском гневе. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая, вериги (железные цепи) и каменную шапку. Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов; среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил. В память об этом исцелении невдалеке от монастыря у дороги Москва-Ярославль стоит Черниговская часовня, построенная в 1702г. Погиб Никита Столпник либо от рук людей, позарившихся на его вериги, казавшиеся серебряными, либо во время народных волнений, либо был убит посланцами князя. Мощи св. Никиты были обретены в XV веке.
Все монастырские постройки ранее XVI века были деревянными и до наших дней не дошли. Расцвет Никитского монастыря приходится на XVI век, когда эти места привлекли внимание царя Ивана Грозного. По его приказу начали возводиться новые здания и стены с башнями: царь готовил себе резервную крепость на случай измены опричников, размещавшихся в находящемся неподалеку Александрове.
В 1611г. стены монастыря две недели выдерживали осаду польско-литовских войск Яна Сапеги, но в конце концов оборона пала и монастырь был разорен и сожжен. В 1640-х годах пострадавшие стены были восстановлены, а верх башен надстроен в XIX веке. В XVIII веке здесь, по преданию, останавливался Петр I.
Вновь монастырь был открыт в 1993г. и сейчас реставрируется.
Главный собор Великомученика Никиты (1561–1564) был построен в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного. Южный придел его – храм, построенный Василием III в 1520г., по сути, первое каменное здание монастыря. Верх его был надстроен при сооружении нового большого собора.
Собор четырехстолпный, поражающий своими размерами. О его строительстве пишет М.И.Смирнов, создатель и первый директор переславского исторического музея: «Старая Никитская церковь, как можно судить по ее остаткам, вошедшим в состав новой или второй церкви, была значительно больше Троицкой церкви Данилова монастыря и, кроме того, имела с южной стороны придельную очень маленькую церковь Никиты Столпника. Сняли верх ее, разобрали внутренние столбы и западную стену, затем расширили и подняли значительно выше, вместо одной главы устроили пять и шестую над малой церковью, с южной и западной стороны пристроили так называемый притвор. Получилось монументальное здание, превышавшее своими размерами все другие переславские церкви. В остальном оно настолько же напоминает старый переславский собор Спаса, насколько московский Успенский Владимирские соборы. В отличие от него не имеет хор, поэтому в нем больше света и простора; соотношение частей здания выдержано прекрасно и сообщает ему внушительный и величественный вид. Внутри по стенам была роспись фресками» (Михаил Смирнов. Переславль-Залесский. Исторический очерк 1934 года. Часть I. С. 98–99).
В последующие века собор подвергался многочисленным перестройкам. Некогда восьмискатная кровля была переделана в четырехскатную, для чего были стесаны дуги закомар и сильно упрощен облик собора. Средний купол – необычайно крупный, так что рядом с ним далеко не самые маленькие боковые главы кажутся совсем небольшими. В конце 1980-х гг. центральный купол неожиданно обрушился, сейчас уже подходят к концу восстановительные работы.
Рядом с главным собором стоит большая трапезная палата с Благовещенской церковью(XVI-XVIIв.); в западных комнатах второго этажа палат, вероятно, останавливался, Петр I во время своих первых приездов в Переславль. Трапезная с церковью была сильно перестроена в XVII веке. К этому времени относится наружное убранство церкви и трапезной; в первом и втором ярусе декор здания различается. Особенно интересны оконные наличники второго яруса апсид, различающиеся между собой в мелких деталях.
Вторая, более новая колокольня – надвратная, в три яруса, была построена в первые десятилетия XIX века. В ней был устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня намного выше старой и выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля, за исключением разве что завершений башен, поставленных на месте прежних шатров в том же XIX веке.
За шатровой колокольней, в глубине монастырского двора стоит каменная часовня на месте столпа преподобного Никиты, построенная в XVIII веке.
Стены и башни монастыря, как и многие другие постройки, были возведены по приказу и при помощи Ивана Грозного. В стенах было три боя: верхний, средний и нижний. Стены были выложены из кирпича, скрепленного специальным раствором, а в фундамент были положены крупные валуны. Выступающие вперед из стен башни позволяли из своих бойниц свободно простреливать расстояние от одной башни до другой.
Приблизительно в двух километрах от монастыря находится колодец (кладезь), по преданию, выкопанный Никитой Столпником. Вода из этого колодца считается местными жителями целебной.
Никольский монастырь
Никольский монастырь расположен в стороне от дороги, между Ярославской трассой и рекой Трубеж. Рядом с ним, буквально у его стен, стоит Смоленско-Корнилиевская церковь, оставшаяся от Борисоглебского монастыря. Монастырь Николая Чудотворца был основан около 1350 г. преподобным Димитрием Прилуцким как мужская обитель. Вскоре, в 1382 г. при нашествии татарских полчищ под предводительством хана Тохтамыша на переславские земли монастырь был разорен вместе со всем городом. Восстановили его только в XV веке; вплоть до Смутного времени монастырь процветал, получая богатые пожертвования. Польско-литовские войска снова разорили его; в 1613 г. в обитель пришел старец Дионисий, начавший новое ее возрождение.
В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней. По преданию, всего десять таких крестов с частицами мощей святых князь Владимир привез в Киев из Херсонеса (Корсуни), от которого святыни и получили свое название. Крест из Никольского монастыря сейчас хранится в Переславском историческом музее.
В 1704 г. в Никольский монастырь был прислан будущий архимандрит Питирим, при поддержке Петра I начавший активную борьбу с раскольниками и продолжавший ее до самой смерти, до 1738 г. При Питириме строился ныне снесенный и восстановленный в новом виде соборный храм Николая Чудотворца, заложенный еще в 1680 г. при его предшественнике Варлааме, который собрал большие средства на постройку новой высокой шатровой колокольни с большим набором колоколов.
В XVIII веке монастырь заново полностью обстраивается каменными зданиями. Долго строился главный храм Николая Чудотворца(1680–1721 гг.) – высокий пятиглавый собор с тремя далеко выступающими апсидами и широкими оконными проемами. В 1693 г. была выстроена соборная шатровая колокольня. Оба этих здания не сохранились: после прихода советской власти, в 1923 г. монастырь был закрыт, а главный собор и колокольня – взорваны. Долгое время монастырь занимала животноводческая база.
После передачи монастыря верующим на прежнем фундаменте был возведен новый Никольский собор, нимало не похожий на прежний и на это не претендующий, но ставший одним из основных городских ориентиров. Вместо прежней колокольни возвели массивную трехпролетную звонницу. Собор и звонница были выстроены в новом стиле по проекту архитектора Ижикова не потому, что от старых зданий не сохранилось чертежей, а из соображений придания монастырю «более классических форм», так как прежний собор был построен в «нехарактерном для России барочном стиле». Такое решение вызвало нарекания многих искусствоведов, но изменено не было, и теперь новый собор, стилизованный под древнерусскую архитектуру, возвышается посреди монастырского двора.
Интересно одно немаловажное событие в жизни монастыря. Основанный как мужская обитель, он по предложению переславского гражданина А.Варенцова в 1899 г. был обращен в женский общежительный монастырь, из-за того, что братия к концу XIX века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Ненамного более многочисленная женская община под предводительством игуменьи Антонии восстановила прежние постройки и возвела новые. В наши дни там тоже располагается женский монастырь.
Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь. Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол. Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых.
Благовещенская церковь (1748 г.) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой. По углам четверика поставлены барабаны чуть меньшего размера, с такими же главками.
Монастырь окружает невысокая кирпичная ограда с декоративными башенками, часть которых уже отреставрирована. Ограда была возведена в 1761 г. и простояла до 1903 г., когда ее из-за ветхости пришлось капитально ремонтировать. Пока не закончены работы, хорошо виден контраст между тем, что было со стенами и башнями, и что стало: по разные стороны Святых ворот с надвратной церковью стоят будто бы совершенно разные стены: слева – восстановленные и заново побеленные, справа – покосившиеся, с выщербленными кирпичами, но со слегка поблекшей табличкой «Въезные ворота и часть стены XVIII века» (именно Въезные, а не Въездные).
Восстановлены не только храмы, но и каменные старинные и построенные в 1902 г. кельи и прочие хозяйственные постройки, в которых и идет монастырская жизнь.
Спасо-Преображенский собор
Строительство Спасо-Преображенского собора началось при Юрии Долгоруком в 1152 г. Одновременно с ним князь Юрий заложил церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Георгия в Юрьеве-Польском и Георгия на княжеском дворе во Владимире. Из четырех храмов до нас частично дошла церковь Бориса и Глеба; Спасо-Преображенский собор - единственная из четырех построек, дошедших до нашего времени почти полностью.
Возведение храма, незаконченное при Юрии, было завершено Андреем Боголюбским (1157–1160). Вероятно, что ко второму периоду строительства относится часть стен выше линии отлива, своды и глава (их кладка, в которой чередуются белокаменные квадры и постелистые (т.е. плоские) блоки).
В действительности храм, который в литературе стало принято называть собором, был дворцовой церковью при деревянных княжеских хоромах, располагавшихся в северной части Кремля. В западном прясле северного фасада сохранилась заложенная дверь, ведшая из дворца на хоры по деревянному переходу.
Архитектура церкви лаконична и монументальна. Ее пропорции несколько тяжелы и приземисты. Приземистость пропорций усиливаются заглублением цоколя, вросшего в землю, и поздним луковичным завершением широкого барабана. Впечатление от несколько тяжеловатых объемов, создающее при рассмотрении извне, контрастирует с эмоциональным строем интерьера, обладающего гармонично спокойным, широким и светлым пространством. Интерьер церкви также прост, как и его фасады: столбы с небольшими закрестиями поддерживают крупный купол с восемью окнами. Единственное украшение внутреннего пространства - простые карнизы в импостах столбов. Первоначальная выстилка пола состояла из зеленых и желтых майоликовых плиток. Нижние части столбов имели трапециевидные очертания.
На уровне хор по фасадам проходит скошенный уступ (отлив), над которым стены становятся тоньше. Цоколь также завершался отливом. Апсиды церкви украшает карниз с аркатурой на консолях, характерной для романской архитектуры; в карниз включен резной пояс тонкого рисунка. Барабан главы венчает карниз с "городчатым" поясом, характерным для построек времени Андрея Боголюбского. Порталы имеют простые уступчатые обрамления.
На стенах апсид сохранились многочисленные графитти крестов, которые, вероятно, были связаны с погребениями вокруг церкви. Внутри нее, в юго-западном углу, были похоронены переславские князья Дмитрий Александрович (1294) и его сын Иван Димитриевич (1302)
Перестройки, изменения, реставрация:
1403 - обновление
1442 - капитальный ремонт (на это указывают графитти в апсиде)
1626 - ремонт
1848 - четырехскатное покрытие
1891–94 - реставрация. Новая облицовка фасадов, нижние части внутренней поверхности стен, мраморный иконостас, новая роспись.
Живопись:
Собор расписан в 1157 г. От живописи сохранился фрагмент, находившийся на сводах под галереей, с изображением апостолов из сцены Страшного суда (хранится в ГИМ). В апсиде сохранился фрагмент декоративных "полотенец", с процарапанным по сырой штукатурке изображением фигуры молящегося перед крестом человека. Нижние части столов под хорами были расписаны под мрамор.
Шатровая церковь Петра Митрополита
Шатровая церковь Петра Митрополита (1585) – одна из редких сохранившихся в Переславле-Залесском отдельных церквей, построенных ранее XVII века. Она поставлена на месте более древней деревянной, первое упоминание о которой есть в грамоте митрополита Фотия в 1420 г. Церковь стоит на территории бывшего «государева двора», где, вероятно, митрополит Петр останавливался, будучи в Переславле.
Церковь была поставлена во имя одного из самых чтимых русских святых, Петра, митрополита Киевского и всея Руси (1308–1326), перенесшего митрополичью кафедру из Владимира, где она находилась до того, в Москву, по приглашению Ивана Калиты. В 1326 г., незадолго до смерти, он заложил Успенский собор в Московском Кремле. Жизнь митрополита Петра пришлась на разгар княжеских междоусобиц, и он старался примирять князей между собой, много ездил по разным городам, проповедовал. Погребен он в Успенском соборе (его захоронение находится в алтарной части собора), канонизирован в 1339 г. Московские князья очень почитали святого, недаром несколько приделов в очень известных храмах, в том числе в храме Василия Блаженного, посвящены ему.
Переславская церковь Петра Митрополита необычна по своей форме. Она крестообразна в плане и лишена выступающих наружу апсид. Граненый шатер церкви поставлен на несколько рядов кокошников. Изначально основной объем храма был окружен открытой галереей – гульбищем, но позднее, в XVIII веке, аркаду гульбища заложили, и в 1793 г. в подклете устроили нижнюю церковь Михаила Архангела. Нынешняя колокольня с высоким шпилем была построена в XIX веке на месте старой звонницы.
Внутреннее убранство церкви относится к XIX веку, сохранились и более старые двери в верхний храм.
Строительство каменного храма Петра Митрополита некоторые исследователи связывают и с последними годами жизни Ивана Грозного, который считал Петра Митрополита своим покровителем, и, вероятно, пожертвовал средства на строительство храма в Переславле – городе, с которым его связывали очень тесные отношения: обустройство Никитского монастыря, частые богомолья, возведенные в честь знаменательных событий храмы. Также исследователи допускают и вероятность того, что Грозный хотел таким образом увековечить память своего убитого сына – царевича Ивана.
Шатровая форма была придана храму не случайно. На Руси именно шатровыми были большинство храмов-памятников: вмещавшие небольшое количество молящихся, они были высокими и видными издалека.
В XIX веке реставрацией церкви занимался академик В.В.Суслов. В 1957 г. церковь снова реставрировали, восстановили древнюю форму кровли; позднее, в 1965–1968 гг. реставрацию продолжили: восстановили изначальную форму оконных проемов, сбили штукатурку XIX века, обновили кирпичную кладку.
В 1988г. в газете «Коммунар» (от 12 мая) была опубликована статья Н.В.Левицкой «Предлагаем принять участие», в которой горком комсомола приглашал всех желающих так или иначе принять участие в реставрации церкви Петра Митрополита, а затем (!!!) разместить в ней «видеобар или молодежное кафе, на втором этаже – интерклуб, центр по эстетическому воспитанию дошкольников и так далее». На это предложение откликнулись научные сотрудники, шокированные подобным подходом к использованию и реставрации памятника и настаивавшие на реставрации храма силами компетентных людей, а не добровольцев-любителей.
В 2005 году шатер храма все еще находился в лесах, но реставрация постепенно подходит к концу, и есть надежда, что один из интереснейших храмов Переславля скоро предстанет во всей своей красе.
Владимирский собор
Владимирский собор (1740-е гг.) был построен в Богородицко-Сретенском (или Сретенско-Владимирском) девичьем монастыре одновременно с церковью Александра Невского на средства купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова), близ Красной (центральной) площади города. После упразднения этого монастыря в 1764 г. обе церкви стали приходскими. В начале ХХ века просторный и перестроенный Владимирский собор был превращен в главный городской храм, и поэтому получил у горожан прозвание Новый (в отличие от Старого – так именовали древний Спасо-Преображенский собор). Внешний облик Владимирского собора довольно необычен – высокое здание с очень тесно поставленными главами на высоких барабанах, одна трехгранная апсида с двумя ярусами окон, узкий и высокий купол под центральным барабаном. Последний – очень велик по сравнению с боковыми, что тоже придает внешнему виду храма своеобразности.
В 1933 г. соборная колокольня, представлявшая собой круглую башню, была снесена вместе с каменной оградой, окружавшей два храма. Она стояла между Владимирским и Александро-Невским храмами, приблизительно на том месте, где сейчас проходит расширенное Ярославское шоссе. Постановление о сносе этих сооружений было вынесено Переславль-Залесским Городским Советом, а Главнаука, в которую был отправлен запрос, ответила согласием. После 1929 г. Владимирский собор был отдан под городской Дом Физкультурника, позднее переделан в хлебопекарню, а в алтаре открыли хлебный магазин. В наши дни собор почти до конца отреставрирован и снова действует.
Сорокосвятская церковь
Сорокосвятская церковь (1775), церковь Сорока мучеников Севастийских, стоит у устья реки Трубеж, на берегу Плещеева озера, в Рыбацкой слободе. Построена церковь была, вероятно, на месте прежней деревянной, известной с начала XVII века.
Место, где она расположена, и само по себе чрезвычайно живописно, но высокий храм с элементами стиля барокко делает его оригинальнейшим и незабываемым. Пожалуй, лучший вид на храм открывается с противоположного берега Трубежа, от улицы Правая Набережная.
Массивный четверик храма венчает пятиглавие, но малые главы расставлены не по углам четверика, как обычно, а на небольших фронтонах, расположенных со всех четырех сторон. Подобное расположение характерно для деревянного зодчества, а не каменного. Композиция церкви – традиционная, трехчастно-осевая, здание состоит из выстроенных в линию основного объема с одной большой апсидой, трапезной и колокольни. Но вот декор ее назвать обыкновенным никак нельзя. Все три ряда окон основного объема имеют свои, не похожие один на другой наличники.
Высокая увенчанная шпилем колокольня была пристроена в XIX веке. Ее отделка заметно отличается от основного четверика: рустованные стены нижнего яруса, полуколонки и высокие арочные проемы верхних ярусов.
На правом берегу Трубежа напротив Сорокосвятской до прихода советской власти стояла Введенская церковь, составлявшая с первой своего рода пару.
Церковь Симеона Столпника
Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.
Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.
На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.
Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.
К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.
В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.
Церковь Симеона Столпника
Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.
Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.
На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.
Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.
К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.
В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.
Смоленско-Корнилиевская церковь
Смоленско-Корнилиевская церковь (1694—1705 гг.) стоит на месте, где до XVIII века находился Борисоглебский мужской монастырь «что на песках», или Песоцкий, по соседству с Никольским монастырем.
Борисоглебский монастырь предположительно был основан в 1252 г. (точные сведения о нем есть только в источниках XVII-XVIII вв.) после нападения татар на Переславль, в те времена еще именовавшийся Переяславлем. По преданиям, на месте основания монастыря был похоронен переяславский воевода Жидислав. Монастырь был небольшим и с достаточно скромными владениями: ко времени своего упразднения ему принадлежало всего 48 крепостных крестьян. После указа Екатерины II о секуляризации монастырского имущества в 1764 г. он был упразднен, а Смоленско-Корнилиевская церковь стала приходской. Вокруг церкви располагалось кладбище, где были похоронены многие видные переславцы, в том числе и городской голова А.А.Темерин.
С историей Борисоглебского монастыря связано и имя переславского святого Корнилия, в честь которого была освящена оставшаяся от монастыря церковь. Святой Корнилий Молчальник (в миру Конон) был родом из купеческой семьи из Переславля-Рязанского (нынешней Рязани). Уйдя в очень юном возрасте из родительского дома, он сначала жил в Лукиановой пустыни, а потом перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Монастырь был очень беден, и малорослый Корнилий трудился наравне с остальными немногочисленными монахами. Через некоторое время он был пострижен в монахи. После его смерти в 1693 г. его мощи хранились в Смоленско-Корнилиевской церкви. Общерусской канонизации Корнилий не был удостоен и почитался как местный святой. Сейчас мощи святого Корнилия переданы Никольскому монастырю.
Кирпичная Смоленско-Корнилиевская церковь представляет из себя сложную композицию, в которой соединены храм, трапезная палата, кельи и колокольня. Изначально она строилась как монастырская и была освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери. Композиция самого храма довольно проста и изящна: на невысокий четверик поставлен пропорциональный ему восьмерик, увенчанный одной главкой. Окна храма обрамлены обычными для Переславля XVIII века барочными наличниками.
К храму вплотную примыкают монастырские постройки, сейчас большей частью обветшавшие и обрушившиеся. Это трапезная палата, колокольня и двухэтажные кельи под ней. Необычное соединение этих частей превратило церковь фактически в настоящий монастырь в одном здании. Храм действовал до 1940 г. После его закрытия там планировалось устроить антирелигиозный отдел музея и вскрыть гробницу Корнилия, находившуюся в приделе. Во время войны и вплоть до 1960-х гг. церковь использовалась как склад, а в трапезной и кельях разместились жилые квартиры. В 1988 г. обветшавшая колокольня обрушилась, от нее остался только нижний ярус. Крыши на келейной части нет. Смоленско-Корнилиевская церковь – пожалуй, единственный в Переславле храм, который находится в очень плачевном состоянии, хотя более чем заслуживает реставрации.
Источник информации: pereslavlru.ru