Владимир
Темы отдыха
Направления и курорты
Достопримечательности
Архитектура Владимира
Карта достопримечательностей
Золотые ворота Владимира
Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые.
Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы — миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь — все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот — главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.
С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII — начала XIX вв. В губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Сейчас в здании музея разместился музей «Воинской доблести».
Церковь Покрова на Нерли
В полутора километрах от Боголюбова находится церковь Покрова на Нерли. Когда идем к нему луговой тропой, он словно вырастает, и глаз улавливает его постепенно появляющиеся стройные членения, темные пятна окон и порталов. Кругом пейзаж чудесной красоты и поэтичности.
Здание построено в 1165 году в честь победы над волжскими булгарами и принадлежит к тому же типу небольших одноглавых четырехстолпных храмов, что и Дмитриевский собор. Весь храм словно тянется ввысь, он невесом. Алтарные апсиды потеряли характер мощных полуцилиндров, они не столь сильно выступают вперед и частично прикрыты очень развитыми угловыми пилястрами. Благодаря этому достигается спокойное равновесие и симметрия, содействующие выражению вертикального движения здания.
Стены колончатого пояса чуть наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон ощущается глазом как сильный ракурс, возможный лишь при большой высоте здания, которую подчеркивают и многообломные пилястры с полуколоннами, пронизывающие фасады пучками стремительных вертикалей. В верхнем ярусе к ним присоединяются новые вертикали профилировки закомар и узких высоких окон, поставленных прямо на отлив. Над закомарами поднимается на своем пьедестале (он скрыт под кровлей) стройный барабан главы, вторящий фасадным вертикалям своими узкими окнами в обрамлении полуколонок и тающими в небе линиями древнего покрытия главы — островерхого шлема. Средняя апсида слегка повышена и разрывает горизонталь венчающего колончатого пояса. Ее окно также чуть приподнято и вырывается из строя окон боковых апсид, подчеркивая ось равновесия фасада и его легкое устремление ввысь.
Дмитриевский собор
Построен в 1194–1197 годах при князе Всеволоде III Большое Гнездо как дворцовый храм в честь его небесного покровителя — Дмитрия Солунского и по случаю рождения у князя сына Дмитрия. Храм несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода. Изначально собор входил в комплекс построек княжеского двора. Это был один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В результате многочисленных городских пожаров, со временем первоначальный облик собора был утрачен. Во 2-й половине XIX века были уничтожены примыкавшие к собору древние галереи и лестничные башни с всходами на хоры, являвшиеся частью дворцового ансамбля. Собор являет собой образец развитого стиля владимиро-суздальского зодчества. Построен в технике полубутовой кладки и в пропорциях «золотого сечения», благодаря чему простая конструкция храма отличается гармонией и прочностью всего сооружения. Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Все детали собора несут на себе смысловую и функциональную нагрузку. Даже укрепленный на кресте голубь, являясь символом Святого Духа, выполняет роль флюгера. В скульптурном убранстве храма насчитывается около 1500 резных камней, развивающих сложную философию жизни. Мотивы резьбы по камню разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей. Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного Всевышним по законам гармонии. Внутри стены и своды собора в древности были покрыты прекрасной фресковой живописью, выполненной греческими мастерами и частично сохранившейся до наших дней. Собор был действующим до 1918 года. В феврале 1919 года передан музею. В 1958–1974 годы в нем размещалась музейная экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству. Крупные реставрации памятника проводились в 1974 и 1999 годах. Ныне храм не действующий.
Успенский собор
Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры. Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Первоначально собор был построен в 1158–1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами. 21 сентября 1164 года в собор была перенесена величайшая святыня Руси — Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери. После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII веку собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Собор сложен из белого камня в технике полубутовой кладки. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись. Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII века и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 году. Им же были написаны иконы для иконостаса. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX века.В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей и их родственников, епископов и настоятелей храма.
Собор вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимире-Суздальской епархии.
Богородице-Успенская церковь
Самый значительный памятник владимирской архитектуры XVII века. Храм сооружен на месте деревянной церкви в 1644–1649 годах на средства богатых владимирских купцов Денисовых и Сомовых. Храм носит название праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, отмечаемого 28 августа. Еще в XII веке князь Андрей Боголюбский основал здесь Успенский монастырь, просуществовавший до 1725 года. В 1754 году храм был превращен в домовую церковь духовной семинарии. В 1955–1981 годах церковь была реставрирована по проекту архитектора А. В. Столетова и приобрела, в основном, первоначальные формы. Достопримечательностью церкви являлся колокол 1650 года с надписью о вкладчиках-строителях храма. Он был утрачен во время уничтожения колоколов в 1928–1929 годах.
В начале 1990-х годов храм передали общине старообрядцев. 9 июля 1995 года он был освящен главой русской старообрядческой церкви архиепископом Алимпием.
Успенский собор Княгинина монастыря
Расположен в центре ансамбля женского Успенского (Княгинина) монастыря. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1200 годом. В это время он был заложен князем Всеволодом III Большое Гнездо по настоянию его супруги княгини Марии Шварновны (дочери чешского короля). В 1202 году собор был освящен. До наших дней собор дошел со значительными перестройками. Как показали археологические исследования, храм был сооружен не из белого камня, как это делали раньше, а из тонкого кирпича — плинфы на известковом растворе. В некрополе собора похоронены знатные монахини: обе жены и дочь князя Всеволода III, а также обе жены и дочь князя Александра Невского.
Внешнее декоративное убранство храма весьма лаконично, но внутреннее поражает грандиозным и единым по замыслу ансамблем фресковых росписей. Они выполнены московскими мастерами по заказу патриарха Иосифа в 1647–1648 годах под руководством известного русского живописца Марка Матвеева. Как гигантский разноцветный ковер, фрески покрывают своды, стены и столпы собора. Яркая, живая, многофигурная живопись создает ощущение праздничности.
Святынями собора являются Боголюбовская икона Божией Матери, написанная в XII веке по явлению, бывшему князю Андрею Боголюбскому в 1155 году, и мощи мученика Авраамия Болгарского.
Георгиевская церковь
Построена в 1783–1784 годах на месте сгоревшей в 1778 году во время городского пожара одноименной белокаменной церкви, возведенной при князе Юрии Долгоруком на княжеском дворе в 1157 году. Новая постройка была поставлена на прежнем фундаменте с использованием старого белого камня. Храм назван в честь небесного покровителя князя Юрия Долгорукого, — одного из самых почитаемых на Руси святого великомученика Георгия Победоносца. Дни памяти — 6 мая и 9 декабря.
Эта нарядная, стройная постройка, выполненная в формах стиля барокко — редкий для Владимирской области образец церковной постройки 2-й половины XVIII века. Стены и своды храма были расписаны в 1-й половине XIX века одаренным мастером, владевшим художественными приемами эпохи классицизма. В 1847 году к храму с юга пристроили придел в честь князя Владимира.
С 1986 года в храме размещается и дает свои концерты Центр хоровой музыки под руководством народного артиста России профессора Э. М. Маркина.
Михаило-Архангельская церковь
Также называется церковью Архистратига Михаила По своему виду это самая нетрадиционная из всех сохранившихся владимирских церквей. Закладка здания состоялась 13 октября 1891 года. Строился храм на капитал, завещанный отставным капитаном Ф. Г. Архангельским. Им же было определено место постройки.Храма с подобным архитектурным обликом, определяющим его уникальные акустические свойства, на Владимирской земле прежде не существовало.
Верх храма венчала луковичная главка с зеркальным крестом, изготовленным на заводе Заславских в г. Екатеринославе (ныне г. Днепропетровск). В кругах внутри килевидных закомар находились иконы святых. Справа от храма сохранилась часовня. Слева находилась звонница (не сохранилась) с пятью колоколами. Этот, единственный в своем роде, храм посвящен Архангелу Михаилу — вождю небесного воинства.
Как уже говорилось, с древних времен считается он покровителем Российского воинства. О праздниках, установленных церковью в честь св. Михаила Архангела.
19 апреля 1997 года церковь освятили и возобновили приход.
Никитская церковь
Церковь сооружена в 1762–1765 годах на средства владимирского купца Семена Лазарева на месте старой деревянной церкви XVII века и посвящена памяти святого мученика Никиты — столпника Переяславского. Церковь установила праздник в его честь 6 июня.
Постройка принадлежит к типу традиционных трапезных церквей и имеет трехчастное членение плана. Но ее внешние формы и внутренняя структура несут на себе эстетические вкусы XVIII века, связанные с архитектурой барокко, отчего Никитская церковь похожа скорее на гражданское сооружение. В старом деревянном городе высокая вертикаль храма была прекрасным ориентиром, поэтому улица, ведущая к ней от Золотых ворот, тоже стала называться Никитской. Живописность храма делает его одним из интереснейших памятников барочной архитектуры в русской провинции. Украшением храма являлся иконостас, сделанный во вкусе времен Екатерины II, с резными царскими вратами, одной формы с иконостасом Успенского собора.
Церковь закрыли в 1938 году. В помещении разместилась Владимирская экспериментальная научнореставрационная производственная мастерская (управление «Владимир-реставрация»), созданная еще в 1945 году.
Николо-Галейская церковь
Также называется церковью Николы Галейского. Летописи упоминают, что еще в XII веке здесь была воздвигнута деревянная церковь в честь Николы — покровителя плавающих и путешествующих.
Эта церковь сооружена в 1732–1735 годах на средства богатого посадского человека Ивана Павлыгина. Свое название «В Галеях» получила в связи с тем, что у реки Клязьмы, напротив церкви, находилась пристань, куда причаливали гребные суда — «галеи» (галеры). Уже своим расположением рядом с рекой церковь освящала воды Клязьмы, за что в народе еще именовалась как церковь Николы Мокрого.
Существующий ныне каменный храм создан в традициях посадского зодчества XVII века и относится к типу бесстолпных церквей с трапезной. Внутри храма очень просторно, так как опорные столбы отсутствуют. Два яруса окон обильно освещают интерьер. В храме сохранилась роспись середины XIX века, выполненная в академической манере и на хорошем профессиональном уровне.
Николо-Кремлевская церковь
Памятник архитектуры середины XVIII века. Типичный образец бесстолпного посадского храма. Построена в 1761–1764 годах на месте более древнего деревянного храма, сгоревшего во время большого пожара.
Храм назван в честь одного из наиболее почитаемых в христианском мире святых — святителя Николая Чудотворца (Угодника). Праздники — 19 декабря (день его преставления) и 22 мая (перенесение мощей в итальянский г. Бар). По месту расположения церкви, на территории бывшего городского кремля, храм именовали Николо-Кремлевским.
В храме находились святые иконы древнего письма, они сохранялись в своем первоначальном виде: икона Спасителя, Казанская икона Божией Матери, икона Святителя Николая на чинаровой доске.
В настоящее время в бывшем храме размещаются городской планетарий (открыт в 1962 году) и народная библиотека.
Спасо-Преображенская церковь
Расположена на месте, где в 1164 году князь Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года. Название храма, а по нему и улицы, посвящено празднику Преображение Господне (или Спас яблочный), отмечаемому 19 августа.
Существующая церковь выстроена конце XVIII века из кирпича на месте древней, сгоревшей в 1778 году. Археологические раскопки, проведенные профессором Н. Н. Ворониным, показали, что новый храм был поставлен на фундаменте старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня. По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. 16 декабря 1937 года горсовет г. Владимира вынес постановление закрыт церковь «как бездействующую ввиду отсутствия общины и служителей культа». В начале 1990-х годов храм возвращен владимирской епархии и является действующим.
Рядом с храмом в память всех погибших христиан построена белокаменная часовня, освященная 6 ноября 1998 года в День поминовения всех православных воинов, на поле брани убиенных.
Костел св. Розария Пречистой Девы Марии
Также называется Польским костелом. Построен в 1891 году по проекту губернского архитектора И. А. Карабутова в псевдоготическом стиле. Здание сложено из красного кирпича на цементном растворе. Католический костел был построен на средства и для солдат польско-литовского полка, сосланного во Владимир царским правительством. Это единственный образец культовой католической постройки во Владимирском крае и первый в России католический храм, открытый в постсоветский период.
Храм назван в честь праздника св. Розария Пречистой Девы Марии, отмечаемого католиками 7 октября. (Розарий — католический молитвослов).
Строительство в центре города храма иной религиозной конфессии свидетельствовало не только о достаточной численности приверженцев иной веры, их силе, подкрепленной материальными возможностями, но и о терпимом отношении со стороны православной церкви.
Троицкая (Красная) церковь
Владимирцы называют ее «Красная церковь». Старообрядческая Троицкая церковь построена в 1913–1916 годах к 300-летию императорского Дома Романовых по проекту архитектора С. М. Жарова на средства купцов-старообрядцев и явилась последней культовой постройкой в дореволюционном Владимире. Сооруженная из красного кирпича так называемой «крестовой кладкой», с высокой главой и колокольней, церковь является образцом новой строительной техники того периода, сочетая в себе элементы различных архитектурных стилей. Храм имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов.
Службы в храме продолжались до 1928 года. В 1960-е годы храм предполагалось снести и тем расширить сложившуюся площадь, но стараниями общественности и при активном участии писателя В. А. Солоухина церковь сохранили. В 1971–1973 годах храм был реставрирован, а в мае 1974 года под его сводами разместилась выставка Владимиро-Суздальского музея «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».
Храм Михаила Архангела
Также называется Красносельской церковью. Письменное упоминание Красного как села свидетельствует, что еще в начале XVI века церковь была. В 1628 году уже значится церковь Михаило-Архангельская (деревянная). В 1731 году построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В память ее существует теплый придел в нынешнем храме.
Существующая каменная церковь с шатровой колокольней построена в 1788 году на средства прихожан. Храм посвящен Архангелу Михаилу — вождю небесного воинства, ведущего борьбу против сил дьявола. С незапамятных времен считается он покровителем Российского воинства. Праздники в честь святого Михаила Архангела церковь установила 19 сентября и 21 ноября.
Князь-Владимирская церковь
Построена в 1785 году как церковь при загородном кладбище за Нижегородской заставой. Это единственная в городе церковь, построенная в стиле классицизма. В 1891 году сделана теплою, устроен новый иконостас в главном храме и стены расписаны живописным письмом. Храм назван в память о Великом князе Владимире Святославиче-Крестителе Руси. По преданию, храм стоит на месте священной рощи Кузявка в бывшей Яриловой долине, где в дохристианские времена стоял идол Ярилы и где совершались буйные языческие торжества. Храму принадлежали два двухэтажных дома: в одном помещалась мужская богадельня, в другом — народное училище. С 1930-х годов и до начала 1990-х Князь-Владимирская церковь вместе с главным Успенским собором являлась островком веры и духовности для владимирцев и жителей области. Здесь и в советский период можно было совершить православные таинства (крещение, причащение, венчание, отпевание), приобщиться к слову Божию и духовным традициям.
Троицкая церковь
Время первоначального основания здесь храма точно не известно, но известно, что в начале XVIII века деревянная церковь здесь уже была, потому что значится в описной книге Владимирского кремля за 1625 год. Значились храм "Троицы Живоначальныя" и "храм теплый преподобного Сергия", и "двери царские, и образа, и книги, и сосуды, и колокола"… Существующая церковь построена в 1740 году и относится к числу лучших памятников архитектуры XVIII века во Владимире. Здание церкви представляет собой восьмерик на четверике с полукруглой апсидой и помещением трапезной, сложено из красного кирпича, побелено. С северной стороны к основному объему примыкает придел*, с западной — высокая трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем. Декоративное оформление выполнено в стиле, характерном для посадских храмов конца XVII — начала XVIII веков. После закрытия церкви в начале 1930-х годов и до начала 1990-х годов здесь размещался архивный отдел музея. Богослужение в храме возобновилось в 1993 году.