Темы отдыха
Направления и курорты
Достопримечательности
Архитектура Суздаля
Кремль
На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль», когда-то, в XII веке, и начал строиться этот город. Здесь, в излучине Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор.
Рождественский собор ( XII - XVI вв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран.
В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.
Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII - XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635–1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата - уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.
Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав.
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550–1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Соборная колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен.
В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон.
Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром.
В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.
Архиерейские палаты ( XV - XVIII вв.) - сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть - епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны - земляным валом. Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом, схожим с вторым крыльцом со стороны колокольни. В состав Архиерейских палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и упомянутая домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м и с девятиметровыми потолками. Суздальский историк ключарь Ананий Федоров писал об этой палате: «И то чуду подобно…свод един без столпов содержится непоколебим». К сожалению, до наших дней подлинный свод не сохранился, он был восстановлен в 1967–1970гг. под руководством архитектора А.Д.Варганова и инженера В.В.Пластина.
В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Это Успенская церковь ( XVII в.), пара церквей у крепостного вала – Никольская и Христорождественская.
Деревянная Никольская церковь (1766) была перевезена в Кремль из с. Глотово Юрьев-Польского района. Она поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII веке.
Село Глотово известно тем, что в нем будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это ничем не подтверждается, кроме устных преданий.
С переносом церкви Николы из Глотова в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества, теперь являющегося одним из очень интересных достопримечательностей Суздаля.
Деревянная церковь – редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Почти такой же высоты, как и центральный сруб, граненая апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон.
Главка поставлена на конек крыши и покрыта лемехом – деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами.
Стройная золотистая церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля, и можно только порадоваться, что ее не стали переносить на территорию музея деревянного зодчества.
Сейчас Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей.
Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца.
В нижней трапезной Архиерейских палат работает ресторан «Трапезная», одно из самых престижных и дорогих заведений города.
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города и в то время находился за его пределами, одновременно исполняя и функцию форпоста. Место, которое он занимает, было очень выгодно стратегически: высокий обрывистый берег Каменки сам по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия.
Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это – придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.
Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
В XVII веке монастырь обстраивается новыми крепостными стенами, с огромными и мощными оборонительными башнями, видными издалека над высоким берегом реки. Из-за стен выглядывают и многочисленные главы монастырских храмов и крыши его построек. От Каменки и от Покровского монастыря Спасо-Евфимиев монастырь виден во всей своей красе и мощи.
Центральное сооружение монастыря - массивный Спасо-Преображенский собор ( XVI - XIX вв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507–1511гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.
Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников.
Интерьер собора очень богат. Росписи конца XVII века выполнены костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова частично расчищены фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.
Рядом с собором, с восточной его стороны, находился мавзолей над могилами князей Пожарских, где в 1642г. был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. Усыпальница была построена в 1885г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974г. на этом месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М.Пожарского .
Небольшую площадь перед Спасо-Преображенским собором окружают еще два незаурядных сооружения: звонница и Успенская трапезная церковь.
Успенская церковь (1525) - уникальный образец русского зодчества XV - XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату - хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.
С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии.
С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита ( XVI - XVII вв.), с интересным опоясывающим их на уровне второго этажа балконом-гульбищем.
Звонница ( XVI - XVII вв.) имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в Покровский монастырь, и, вероятно, построена была на средства, выделенные из великокняжеской казны. По стилю церковь сходна с соседней Успенской. В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре, декорированная весьма разнообразно. На башенке-часозвоне, соединяющей столп и аркаду, сделан круг, вероятно, предназначенный для помещения в него часов. Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х гг., и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции.
Восточнее Спасо-Преображенского собора находится Никольская больничная церковь (1669) с больничной палатой для монастырской братии. Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой. Несколько оживляют гладкую белую стену перспективный портал, окна с наличниками и ряд кокошников.
Сейчас в здании размещается «Золотая кладовая».
Братский корпус ( XVII в.) - двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, по результатам исследований И.А.Столетова, южный двухэтажный корпус и весь первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения. Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.
К весьма примечательным для истории монастыря постройкам относится тюремный корпус , где в 1766г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, политических преступников. Первоначально узников помещают в больничный корпус, но так как его не хватает, в XIX веке тюрьма расширяется, и монастырские постройки возле Никольской церкви перестраиваются в корпус с камерами-одиночками, а вокруг них строится высокая глухая каменная стена. Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905–1907гг. она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. Сейчас экспозиции в тюремном корпусе посвящены как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.
Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) - массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.
Основание надвратной церкви исследователи относят к началу XVII века (по другим источникам – даже к концу XVI века). В городской описи 1628–1629гг. церковь уже упоминается как каменная двухшатровая. К 1722г. она уже названа пятиглавой - за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую. В ней два арочных проезда - под центральной частью – больший, и меньший – под высоко поднятой папертью. Паперть украшена пятью красивыми окнами с висячими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками. Сама церковь декорирована главным образом с южной стороны, считавшейся, вероятно, парадной. Между двумя окнами помещен киот для иконы, убранной оттуда в советское время и сейчас снова помещенной на место. С востока к основному четверику примыкает массивная трехапсидная алтарная часть.
Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями ( XVII в.). До XVII века стены оставались деревянными; в 1660г. после польско-литовского нашествия монастырь был обнесен новой тыновой оградой, через 10–20 лет замененной на сохранившиеся до наших дней каменные стены и башни. Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
Главная проездная башня в высоту достигает двадцати двух метров и доминирует с южного фасада стены. В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. В ее декоре совмещаются строгость и узорочье; над почти абсолютно гладкой нижней частью в верху башни в изобилии размещены бойницы и кирпичные украшения: наличники, колонки, карнизы, пояски. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII веке ударила молния, но восстановили ее нескоро, только в 1860г.
Прочие башни украшены гораздо скромнее, но разнообразие их форм не может не оживлять общего вида стен. Выходящие на берег реки башни проще и скромнее; напротив, с восточной части стены, выходящей к городу, башни декорированы более нарядно, с зубцами и широкими лопатками.
Стенам монастыря не пришлось выполнять свою оборонительную функцию: к тому времени, когда они были построены, нападения на город прекратились.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем, в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли. Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Режим работы музея - с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца.
Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.
Ризположенский монастырь
На возвышенном месте города стоит женский Ризположенский монастырь, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207г. перед башней посада, на перекрестке дорог. Изначально все постройки монастыря были деревянными, а первый каменный храм - Ризположенский собор - был выстроен только в середине XVI века. Монастырь виден издалека благодаря своей колокольне – самому высокому сооружению Суздаля, с которого снято немало панорам города, как современных, так и тех лет, когда только появилась фотография.
История монастыря связана с известной суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской (1212–1250). В миру она носила имя Феодулии и была дочерью Черниговского князя Михаила. В Суздале должно было состояться ее бракосочетание с князем Феодором Ярославичем, братом Александра Невского, но он скончался в день свадьбы, а Феодулия осталась в Ризположенском монастыре и приняла постриг. Несмотря на то, что она не занимала видных должностей в монастыре, своими подвигами, подвижнической жизнью и даром исцеления Евфросиния возвысила значение монастыря, так что сюда стали приезжать паломники из других городов. По преданию, когда войска хана Батыя разорили Суздаль, только Ризположенский монастырь остался цел благодаря молитвам Евфросинии. После смерти игуменьи она взяла на себя духовное руководство обителью. После кончины ее мощи хранились в соборной церкви Ризоположенского монастыря, а в 1929г. были переданы в музей.
Ризположенский собор (середина XVIв.) предположительно строился Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр, причастному к заточению в Покровский монастырь жены последнего, Соломонии Сабуровой. Трехглавый собор с тремя апсидами необычен для суздальской архитектуры этого времени. Бесстолпный четверик был перекрыт крещатым сводом, из-за чего на лишенную внутренних опор кровлю пришлось ставить облегченные главы с более тонкими и высокими, чем это было принято в архитектуре того времени. Ложные закомары и лопатки на боковых фасадах здания не полностью соответствуют его внутренней организации и расставлены несколько путано. Стены собора разделены пилястрами на три части; в центральной части - перспективные порталы. Южный портал украшен полуколонками с «дыньками», а северный - белокаменными вставками.
С запада к храму в 1688г. была пристроена небольшая, но очень красивая и богато украшенная паперть с изразцовыми вставками. Строили ее зодчие Мамин, Шмаков и Грязнов, которым принадлежат и Святые ворота монастыря. Паперть украшена роскошным перспективным порталом, небольшие ее оконца обрамлены узорчатыми наличниками с разнообразными «дыньками», «косицами», полихромными изразцами.
В XIX веке купола храма были луковичной формы. В 1929г. собор, несмотря на его статус памятника архитектуры, местное ОГПУ передало под здание электростанции. Купола с барабанами были снесены, а из-за силовой установки внутреннее убранство храма сильно пострадало. Только в 1969г. он был отреставрирован под руководством О.Г.Гусевой. Заново вывели барабаны, а купола сделали первоначальной шлемовидной формы. Но после реставрации в храме разместился склад культтоваров. Сейчас он вместе с остальными постройками передан монастырской общине.
Святые ворота (1688) - один из самых заметных шедевров суздальского зодчества. Авторство их принадлежит Андрею Шмакову, Ивану Мамину и Ивану Грязнову - талантливым суздальским архитекторам XVIIв. Нарядные двухшатровые проездные ворота богато украшены каменной резьбой и поливными изразцами. Арки в них разные: правая - проездная, почти полуциркульная, большая; левая - поменьше, упрощенного рисунка, украшенная мелким рустом. Изящные шатры над воротами, опирающиеся на низенькие восьмерики с крошечными оконцами, украшены ложными слуховыми окнами и увенчаны небольшими главками.
В 1930-х гг. в здании Святых ворот был устроен крольчатник, и только после многочисленных писем А.Д.Варганова в Москву здание было очищено от кроликов и приведено в порядок, но вскоре его заняло НКВД под склад горючего. Только в 1964г. по проекту того же Варганова Святые ворота были отреставрированы.
В 1813г. в честь победы над Наполеоном в монастыре на средства городских жителей воздвигается самое высокое строение Суздаля - 72-метровая Преподобенская колокольня в стиле классицизм. Ее строительство велось под руководством суздальского каменщика Кузьмина и было окончено в 1819г. Классическая для своего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенно уменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания - мощный классический портал. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены, видимо, в переплавку, в 1931г. Сейчас на колокольне – новые колокола.
Трапезная Сретенская церковь была построена из красного кирпича в 1882г., по-видимому, судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле. После революции в ней разместился После революции в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, а позднее - кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи на выходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требует реставрации и никак не используется.
Монастырь действует, в нем же работает открытая еще в советское время гостиница Ризоположенская.
Покровский монастырь
Покровский монастырь был основан в 1364г. на низком берегу Каменки, и со смотровой площадки возле Спасо-Евфимьева монастыря виден как на ладони. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского.
Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось. В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву.
В XVI веке князь Василий III жертвует монастырю большие суммы; на эти средства строятся сохранившиеся и поныне Покровский собор, Святые врата с церковью и колокольня. Вероятно, тогда же были построены кельи и ограда, которая не сохранилась. Существующая в наши дни ограда была построена в XVII веке.
Во времена Василия III монастырь переживает наибольший подъем. Великий князь не напрасно оказывал ему такую поддержку: в 1525г. его первая жена, Соломония Юрьевна Сабурова, которую он обвинил в бесплодии, была насильно пострижена в монахини и под именем старицы Софии водворена в Покровский монастырь, а Василий женился на Елене Глинской (в будущем – матери Ивана Грозного). По слухам, дошедшим вскоре до Москвы, Соломония родила сына, которого назвали Георгием. Так как мальчику грозила опасность, по легенде, Соломония отдала его на воспитание, а для прибывших из Москвы дьяков инсценировала погребение ребенка. В 1935г., когда белокаменную плиту над могилой в усыпальнице Покровского собора сняли, А.Д.Варганов обнаружил под ней детский гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Может быть, Соломония таким образом пыталась доказать, что не бесплодна, а может быть, и в самом деле скрыла своего сына. Тайна рождения и жизни ребенка от первой жены Василия III так и осталась нераскрытой.
Кроме Соломонии Сабуровой, в Покровский монастырь Суздаля ссылали и других знатных женщин, попавших в опалу. Их имена сохранились в усыпальнице монастыря. Среди инокинь и стариц, живших здесь, кроме жены Василия III, были дочь и племянница Ивана III, носившие в иночестве имя Александра; Евпраксия, жена князя Владимира Старицкого; Евдокия Богдановна Сабурова и Прасковья Михайловна Соловая, жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного; Анна Григорьевна Васильчикова, одна из жен Ивана Грозного; вторая жена царя Василия Шуйского - Мария Петровна Буйносова-Шуйская; Евдокия Федоровна Лопухина, жена Петра I, постриженная под именем Елены. Евдокия Лопухина оставила после себя придел стоящей рядом с монастырем Никольской церкви в память о своем сыне, царевиче Алексее.
Здания монастыря сгруппированы вокруг площади у южной стены собора. Такая композиция встречается и в Спасо-Евфимиевом монастыре, и в других русских монастырях того времени. Выпадает из общего ансамбля Зачатьевская трапезная церковь, построенная несколько позднее, когда на Руси уже формировались другие принципы монастырской застройки.
Покровский собор (1510–1514) - главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками.
Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестницы.
Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные порталы с «дыньками», пилястры и типичный для суздальской архитектуры фриз из колонок и арочек над галереей. Завершают стены килевидные закомары. Храм трехглавый, массивные световые барабаны своим декором - высокими узкими окнами и карнизом - повторяют внешний вид храмовых апсид.
При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым - зодчие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид, а его ступенчатая композиция (галерея, собственно четверик и главы с барабанами) создает ощущение сдержанной устремленности вверх.
Интерьер собора не менее аскетичен, что неудивительно: он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье. При реставрации собора в 1962г. (руководитель – И.А.Столетов) были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены росписью. В нижней части стен сделаны небольшие углубления – «печуры», которые предназначались для складывания молитвенных принадлежностей во время службы. Каждая монахиня занимала свое определенное место. Однако полностью собор не был лишен украшения: судя по хранящимся в музее иконам и расшитым покровам, он был богато убран изделиями самих монахинь.
Собор неоднократно подвергался переделкам: надстраивали барабаны, шлемовидные купола были заменены на высокие луковичные, арочные проемы галереи были заложены, - словом, как всякое активно использующееся здание, он перестраивался согласно нуждам хозяев. Только в 1962г. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид.
С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515г. - XVIIв.) - интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн - слуховых отверстий.
В XVIII веке собор соединили с колокольней крытой галереей с двумя арочными проемами внизу, рядом окошек с пышными наличниками и пилястрами с рустовкой.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510–1518) - своего рода крепостная башня с двумя арками - большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавый четверик - уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
Как и собор, надвратная церковь перестраивалась, и в 1958г. реставрация по проекту А.Д.Варганова возвратила зданию первоначальный облик.
Еще один интересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551г.). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком - в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры. Основа церкви - большой одностолпный трапезный зал во втором этаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольной апсидой. В нижнем этаже помещались хлебопекарня и прочие кухонные помещения.
В XVI веке к западному углу церкви была пристроена небольшая звонница с шестигранным шатром, характерным для деревянного зодчества. Шатер небольшой, с одним рядом слухов, опирающийся на арочный ярус звона.
Рядом с трапезной церковью располагались подсобные здания: ледники, складские помещения, сохранившаяся до наших дней и значительно реставрированная поварня (конец XVIIв.).
В юго-западном углу монастыря располагается приказная изба, или судный дом (конец XVIIв.), в которой сейчас открыт филиал музея. В подземелье под каменным зданием находится каменный мешок, где содержались узницы.
Окружающая монастырь ограда с башнями (XVII-XVIIIвв.) уже в XVI веке была частично построена из камня, но позднее разобрана и перестроена, а в ХХ веке реставрирована под руководством А.Д.Варганова. Наиболее старые сохранившиеся части имеют характерные черты стен, приспособленных для оборонительного боя: узкие бойницы, с внутренней стороны – глухие арки – опоры для деревянных подмостков боевого хода. В северной стороне монастыря сохранились шатровые башни XVII века, почти без декора; эта часть отгорожена от остального монастыря стеной и представляет собой небольшой дворик. Восьмигранные башни XVIII века наряднее, возможно, что первоначально они тоже имели шатровые завершения, позднее замененные на полусферы со шпилями. Стены их украшены рядом окошек с наличниками, декоративными бойницами и горизонтальными тягами, делящими грани на части.
Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО.
Часы работы приказной избы - с 10.00 до 18.00, кроме среды, четверга и последней пятницы каждого месяца.
В монастыре открыта гостиница «Покровская», размещающаяся в деревянных стилизованных избах, естественно вписывающихся в ансамбль монастыря.
Александровский женский монастырь
Стоящий на высоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию, был основан в 1240 г. Александром Невским. По данным XVII в., им же была построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIVв. Монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли. Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини - Мария (1362) и Агриппина (1393).
В 1650г. по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старого монастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь - Вознесенская. Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I.
Вознесенская церковь построена с применением характерных для Суздаля приемов своего времени: высокий четверик с двумя ярусами окон и пятиглавием. Окна украшены резными наличниками, которые в первом ярусе сходны с наличниками Петропавловской церкви, а во втором дополнены фигурными колонками, которые чуть позднее станут очень популярны в декоре суздальских церквей. Фигурные колонки того же стиля украшают и барабаны храма. Барабаны – высокие и придают храму ощущение устремленности ввысь. С северной стороны к храму пристроен «теплый» придел и паперть, с востока – одна большая апсида. Перспективный портал и карнизы дополняют декор высоких стен.
Колокольня, стоящая отдельно от храма, интересна тем, что она - единственная в Суздале шатровая колокольня, стены которой почти лишены украшений. Мощный высокий восьмигранный столп звонницы поставлен на очень низенький четверик, сбоку которого пристроена деревянная лестница. Только карниз под самым шатром украшает чистые гладкие стены восьмерика. Шатер с узкими высокими окнами-слухами тоже украшен очень скромно – арочными проемами и наличниками над слухами.
В XVIIIв. вокруг монастыря была сооружена небольшая кирпичная ограда с декоративными башенками, стилизованными под монументальные оборонительные башни. Сейчас от ограды сохранились только небольшая часть ее и Святые ворота, реставрированные в 1947г. Ворота сверху завершаются граненым ярусным барабаном с маленьким куполом. Строил ограду суздальский зодчий Грязнов, который участвовал и в строительстве Троицкого монастыря (ныне уничтоженного); неудивительно, что они имеют общие черты со Святыми воротами последнего, которые сохранились как часть стены соседнего Ризположенского монастыря.
Суздаль – гостиницы, рестораны, архитектура, монастыри и памятники, отдых в Суздале.
Васильевский мужской монастырь
Васильевский мужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. Легенда связывает его основание с Владимиром Красное Солнышко и крещением суздальцев как раз на том месте, где сначала построили дубовую церковь, а теперь стоит монастырь. По более проверенным данным, монастырь все же был заложен в XIII веке. Как отдельный монастырь, он просуществовал до времен Екатерины II, а позднее был лишен своих земельных владений и приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю.
Васильевский собор (1662–1669гг.) построен на месте шатровой деревянной церкви. Двустолпная конструкция его, редкая для Суздаля, сходна с Лазаревской церковью, но внешнее убранство собора совершенно иное. Собор был трехглавым (сейчас осталась одна глава), видимо, по образцу древнего трехглавого городского собора. Декор его суров и аскетичен: небольшие порталы входов и узкие амбразуры окон придают ему сходство с старинной крепостью. Немного наряднее трехъярусная колокольня, пристроенная в XIX веке: она украшена резными карнизами и тесно поставленными пилястрами.
Сретенская церковь (конец XVII в.) – трапезная. Она построена в два яруса, причем апсиды оставлены только на втором этаже, они как бы приподняты кубом первого яруса. Такая композиция характерна для некоторых надвратных церквей этого времени. Вертикальная ориентация храма подчеркнута и его одноглавием. Восьмискатная крыша построена с использованием тех же приемов, что и церковь Архиерейских палат в кремле.
В монастыре сохранилась ограда (некоторые части ее относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами, остались некоторые служебные помещения, где сейчас живут монахи.
Монастырь действует, хотя не вся территория в его стенах принадлежит общине: у самой стены со стороны Васильевской улицы сохранился двухэтажный дом коммунального хозяйства.
Кидекша
Кидекша – древнее село, история которого неразрывно связана с историей Суздаля. Село это было основано еще в дославянские времена, и в переводе с угро-финского его название означает «Каменка». Кидекша стоит в самом устье реки Каменки, на впадении ее в Нерль.
По преданию, на этом месте встретились два брата – князья Борис Муромский и Глеб Ростовский, которые ехали на встречу со своим отцом, князем Владимиром Красное Солнышко. Эти князья позднее были убиты Святополком Окаянным и канонизированы русской церковью как святые мученики. Старейшая церковь Суздальской земли в Кидекше поставлена в честь них.
Церковь Бориса и Глеба (1152) – древнейший белокаменный храм владимиро-суздальской земли, один из заложенных Юрием Долгоруким и уцелевших соборов. Храм был построен, когда князь решил заложить здесь укрепленную резиденцию из соображений прекрасного расположения села – на выходе Каменки и на возвышенности. В те времена Каменка была значительно глубже и шире и служила одной из важных судоходных артерий суздальского края.
К 1152г. большой артелью галицких мастеров была выстроена небольшая крепость, окруженная валами с деревянными стенами. В резиденции князя были построены каменный храм и дворец, поставлены рубленые палаты для челяди.
Княжеская резиденция перенесла нашествие татар, после которого церковь в 1239г. пришлось ремонтировать по приказу ростовского епископа Кирилла. После этого Кидекша долго оставалась в запустении: заброшенный храм лишился главы, своды обрушились и увлекли за собой часть стен. С XVI века Кидекша принадлежала небогатому Нижегородскому Печерскому монастырю, который с трудом мог содержать ее в порядке. Только к концу XVI – началу XVII веков его начали приводить в порядок, используя для реставрации старый белый камень, оставшийся после обрушения. Реставрация сильно изменила облик верхней части храма: вместо прежней мощной главы и сводчатой кровли его увенчали простейшей четырехскатной крышей с маленькой главкой. В XIX веке пристроили сохранившуюся доныне паперть.
Изначально храм Бориса и Глеба был сходен по своей архитектуре с Дмитриевским собором во Владимире и храмом Покрова на Нерли, поэтому, вспомнив эти сохранившиеся здания, можно представить, каким был и дворцовый храм князя в Кидекше.
Но этот храм был проще и по убранству, и по резному декору: крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной поясок в верхней части апсид, барабана и поребрик на уровне хор.
В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века, которые нетрудно разглядеть при скудном свете, проникающем в здание сквозь узкие окна.
Кроме древнего храма Бориса и Глеба, в Кидекше осталась теплая Стефаниевская церковь (1780), построенная в полном соответствии с суздальской традицией постройки церквей такого типа. Она состоит из двух объемов разной высоты и увенчана одной небольшой главкой на тонком барабане. Огромная апсида, по размеру вполне сравнимая с прочими частями здания, украшена резным пояском по верхней части стены. Окно апсиды украшено более пышным наличником, чем остальные.
К рубежу XVII-XVIII веков относятся Святые ворота с очень интересным фигурным верхом и резным декором. Они были построены одновременно с каменной невысокой оградой.
В то же время была сооружена и шатровая колокольня с проездной аркой. Ее шатер несколько отличается от привычных суздальских вогнутых шатров – он прямой, с широкой «полицей». До ХХ века на ней висел колокол, датированный 1552 годом – подарок Ивана Грозного по случаю взятия Казани.
Лучше всего Кидекша видна целиком с берега Нерли или с моста через реку, откуда открывается панорама не только древнего села, но и всех окрестностей устья Каменки.
Музея деревянного зодчества
Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале – XI века. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773) с колокольней 1812 года и «теплый» Георгиевский храм (1751).
Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.
Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.
Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян. В Суздаль перевезены изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района, двухэтажный дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района, изба из д. Каменево Камешковского района, украшенная богатой резьбой.
В избах собраны экспозиции, отражающие жизнь крестьян разного достатка: как богатых, так и середняков (обстановку избы бедняков, кстати, воссоздавать не стали). Вокруг изб расположились и хозяйственные постройки: сараи, овины, амбары, колодцы, бани. Недавно в одной из мельниц, привезенных из Судогодского района, была открыта новая экспозиция, которая знакомит туристов с устройством этой необходимой части жизни деревни.
Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) –красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо.
Второй деревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. Потакино Камешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
К музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая за его пределами, на территории Кремля, церковь Николы из с. Глотово Юрьев-Польского района (1766); более того, именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.
Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных – праздник Огурца, проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда.
Гостиный двор
Гостиный двор (1806–1811г.) был построен по проекту архитектора А.Вершинского на западной стороне Торговой площади. Строительство площадей в городах началось с конца XVIII века, и здание Гостиного двора ориентировано не на высокий берег Каменки, как вся предыдущая застройка Суздаля, а на Торговую (бывш. Хлебную) площадь. Площадь с торговыми рядами позволяет представить себе атмосферу провинциального города XIX века, описания которой неоднократно встречаются в русской литературе.
Длинное здание торговых рядов в высоту не превышает шести метров, за исключением высокого шпиля над парадными воротами в середине выходящей на площадь галереи, поэтому не нарушают общего вида города. Гостиный двор состоит из длинного прямоугольного здания, разделенного на отдельные магазины (изначально – торговые лавки), и галереи с колоннадой из парных классических колонн. Галерея в XIX в. для суздальцев служила местом прогулок, своеобразным бульваром, где жители обменивались новостями и сплетнями, куда выходили «на людей посмотреть и себя показать».
От первоначальной постройки до нас дошла только северная часть торговых рядов. В 1970-х гг. ХХ века по проекту О.Г.Гусевой и под руководством реставратора М.М.Шаронова была подностью восстановлена восточная галерея и выстроена западная, со стороны Каменки, где раньше был только складской двор.
Торговые ряды и сейчас сохранили свою функцию – в них размещаются магазины, открыты ресторан "Гостиный двор", развлекательный комплекс "Робинзон", кафе "Емеля" и бар "У Каменки".
Никольская церковь
Эта пара церквей у самого крепостного вала, в юго-восточном углу кремля, была построена у Никольских ворот, выводящих к Каменке.
Никольская церковь (после 1720г.) - одна из первых церквей, построенных после большого городского пожара 1719г. В это время создается новый тип посадского храма - трехчастно-осевой, состоящий из основного объема, колокольни и соединяющей их трапезной. Вероятно, Никольская церковь стояла здесь и раньше, так как проездные ворота рядом с ней носят то же имя, а святой Николай издревле считался покровителем путешественников, и то, что храм в его честь был поставлен именно на выезде из города, было не случайно.
Это «летний» храм, основной кубический объем которого украшен просто и очень изящно. Перспективный портал с колонками и во втором ярусе окна с резными наличниками сообщают гладкой стене гармонический вид. Под самой кровлей проведен широкий карниз из кокошников и валиков. Четырехскатную кровлю венчает главка на высоком тонком барабане, украшенном двумя аркатурными поясами.
Колокольня храма построена по типу старинных шатровых деревянных церквей - «восьмерик на четверике» - и из всего ансамбля особенно интересна. Это подлинный шедевр суздальского зодчества, сейчас, к сожалению, нуждающийся в реставрации, но не утерявший своей красоты. По периметру шатра вверху восьмерика она украшена небольшими пирамидками с крестами. Сам шатер - вогнутый, классической суздальской формы, снабжен тремя рядами «слухов», круглых и пятиугольных. Декор всей колокольни очень богат: нижний четверик со всех сторон украшен фронтонами, а в верху его, у основания восьмерика, поставлены небольшие башенки. Восьмерик украшают три яруса ниш разной формы: полукруглые, квадратные и восьмиугольные. Под изящными, легкими арками звона колокольню опоясывает резной узорчатый карниз. Венчает сооружение небольшая шлемовидная главка.
Христорождественская церковь (1775), стоящая рядом, - «зимняя», построенная по классической схеме суздальских «теплых» храмов. Кирпичное здание состоит из двух прямоугольных объемов разной высоты, с двускатной кровлей. Венчает церковь небольшая главка на тонком резном барабане, придающая ее внешности ощущение высоты и стройности. В XIX веке к ней была пристроена паперть.
Эта пара храмов очень хорошо видна с земляных укреплений кремля. Ее же можно узнать и в известном фильме «Женитьба Бальзаминова», снимавшемся в Суздале.
Успенская церковь (XVIIв.) «на княжьем дворе», в восточной части кремля, у дороги, на которой когда-то стояла проездная Ильинская башня, была построена приблизительно во второй половине XVII века, по крайней мере, к этому времени относят ее нижнюю часть; по документам, в 1650г. здесь на месте сгоревшей деревянной была поставлена каменная церковь (возможно, что на самом деле это было сделано позднее). В 1720г., после сильного городского пожара, церковь перестраивают.
Изначально при храме были шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.); ее окружала изящная невысокая ограда с воротами и опорными столбиками-башенками. Все это было разрушено после 1926 года, когда решалась судьба самой Успенской церкви.
С сохранением этого храма связана печальная история из летописи Суздаля 1920-х годов. В 1926г. руководство политизолятора, размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре, обратилось к директору суздальского музея В.И.Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви для использования кирпичей «для строительных надобностей». Романовский, поставленный перед жестоким выбором, предложил оставить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевская. Ансамбль все равно не уцелел – позднее колокольня и придел Успенской церкви тоже были разрушены.
Успенская церковь – одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко. Широкий восьмерик на четверике украшен в этом архитектурном стиле – не очень пышно, но изящно. Широкий купол церкви увенчан небольшой главкой на высоком барабане интересной двухъярусной формы.
Церковь была отреставрирована под руководством А.Д.Варганова в 1958г. На нее, как и на все кремлевские церкви, открывается прекрасный вид с оборонительных земляных укреплений кремля.
Богоявленская церковь (1781 г.) выстроена на пологом берегу Каменки, в ее излучине, рядом с более ранней «теплой» церковью Рождества Иоанна Предтечи. Обе церкви поставлены на месте прежних деревянных в Кожевенной слободе. Летняя, более высокая Богоявленская церковь имеет черты, свойственные архитектуре конца XVIII века, такие, как рустовка по углам, однако в ее декоре сохраняются и элементы, присущие постройкам конца XVII века – наличники, декор западного портала с «дыньками».
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1739 г.) – «теплая», или «зимняя», с пристроенной к ней в 1740 году колокольней с характерным для Суздаля слегка вогнутым шатром. Во внешнем облике церкви видны черты деревянных двухклетских построек с двускатной кровлей.
Подойти к этой паре храмов легче всего от Торговых рядов, спустившись от их угла к речке Каменке по мощеной улице и перейдя легкий пешеходный мостик. С противоположного берега видны не только сами церкви, но и их отражение в воде, добавляющее очарования двум небольшим слободским церквям.
Борисоглебская церковь (1749 г., по другому источнику – конец XVII века), иначе называвшаяся Источниковской, располагается в Заречной стороне, неподалеку от Музея деревянного зодчества, определяя западную границу города. Она стоит на месте сожженного поляками в начале XVII века Борисоглебского монастыря, возникшего до XVI века (по другим сведениям это была монастырская церковь), и представляет собой редкий для Суздаля пример московского барокко.
Высокая и стройная розовая церковь Бориса и Глеба только издалека может показаться небольшой, – на самом деле такой эффект возникает благодаря барочному стилю, в котором выстроено здание – высокий восьмерик, опирающийся на более мощный и тоже довольно высокий куб четверика с двумя рядами окон, с пристроенной низкой трапезной и четырехгранной колокольней с тонкой иглой-шпилем и большими проемами в ярусах звонов. Украшения здесь просты и выразительны: белые наличники, портал и пилястры четко выделяются на темно-розовых стенах храма. Колокольня украшена более богато – ее ярусы кажутся светлее основного здания храма благодаря обилию белых деталей декора.
До революции рядом с Борисоглебской стояла «теплая» Никольская церковь XVIII века.
Ильинская церковь (1744г.) была построена на месте прежней деревянной, которая была перенесена на Иванову гору с западной стороны посада по приказу митрополита Иллариона. Эта одна из самых заметных отдельных суздальских церквей стоит на берегу реки Каменки, на краю Ильинского луга, там, где некогда располагалась архиерейская слобода. После революции, в 1930-х годах, были разрушены примыкавшая к церкви колокольня и теплая церковь Иоанна Богослова (XVIII век). С тех пор Ильинская церковь – небольшой восьмерик на четверике – стоит одна на возвышении над рекой, окруженная несколькими невысокими частными домами.
Тихвинская церковь (конец XVII века) стоит на небольшом холме посреди улицы Шмидта, идущей вдоль края Ильина луга. Эта церковь – единственное здание, которое сохранилось от Андреевского монастыря (известного еще с XIII века). В начале XVII века, по историческим документам, на этом месте уже был только Андреевский луг, возле которого располагалась полуразрушенная слобода, часть которой была занята посадскими людьми, а жители другой "померли и побиты в литовское разорение". По предположениям, монастырь был разорен тогда же. До революции к храму примыкала шатровая колокольня и теплый храм Андрея Первозванного. Сама церковь уцелела, не была разобрана на камни, пережила весь свой монастырь и теперь хорошо видна издалека, от самого суздальского Кремля, и с оборонительных укреплений, и со ступеней торговых рядов.
Петропавловская церковь (1694 г.) была построена в Никольской слободе Покровского монастыря, почти у самых стен последнего и по монастырскому же заказу. Его строительство пришлось на время господства пятиглавия в храмовой архитектуре, и за исполнением нововведений патриарха Никона в городе следил самый известный суздальский митрополит – Илларион (1631–1708, возведен в звание митрополита в 1682 г.).
Церковь строилась с учетом всего ансамбля Покровского монастыря, главному собору которого к тому времени уже было почти двести лет, поэтому перед суздальскими зодчими стояла задача органично вписать новую церковь в пейзаж монастыря. Она получилась большой, под стать Покровскому монастырскому собору и с заметным влиянием его архитектуры в некоторых приемах – перспективные порталы, обходная галерея. В северо-западном, ближнем к монастырю углу галереи была возведена шатровая колокольня, снесенная после революции. Но и черты своего времени в храме, несомненно, присутствуют. Это наличники окон, фигурный карниз с кокошниками.
Никольская церковь (1712 г.) – первая «теплая» церковь в Суздале – была построена возле Петропавловской. В застройке Суздаля такие «парные» храмы появились в первой четверти XVIII века и сохранились до XIX века. Как все зимние храмы, Никольская церковь невысокая, небольшая по размеру. Четырехскатная крыша увенчана всего одним куполом на тонком и высоком барабане.
Один из приделов Никольской церкви – Алексеевский – связан с именем Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, сосланной в Суздаль – она построила придел в память о своем сыне, царевиче Алексее.
Знаменская церковь (1749 г.), на въезде в город со стороны Владимира, у бывшей Владимирской заставы. На этом месте в XIII веке был женский Введенский монастырь, который, судя по историческим документам, был сожжен во время нашествия Батыя. В XVII веке здесь была деревня Пинаиха с двумя деревянными рублеными церквями. Сюда в конце XVII - начале XVIII века по велению митрополита Иллариона (1631–1708, возведен в звание митрополита в 1682 г.) была перевезена Знаменская церковь, стоявшая на торговой площади, а позднее на ее месте и была построена нынешняя «летняя» каменная церковь.
Этот храм строители стремились сделать по возможности максимально светлым, обрамленные резными наличниками окна его фасадов расположены в два ряда (в «два света»). В верхней части стен, обычно украшенной фигурными кокошниками, были изображены картины на библейские темы. Есть предположение, что над массивным крыльцом с гранеными столбами ранее была звонница.
В 1959 году церковь реставрировалась А.Д. Варгановым. Немного позднее храма рядом с ним была возведена высокая отдельная колокольня.
Ризположенская церковь (1777 г.), «теплая», была выстроена севернее Знаменской на средства местных купцов Зубковых. В отличие от других суздальских «зимних» храмов, она имеет восьмискатное покрытие с четырьмя фронтонами (сравнимое с трапезной церковью Архиерейских палат).
Эта пара церквей встречает гостей города при въезде со стороны Владимира; их нетрудно разглядеть даже летом за густой листвой деревьев, по правую руку от дороги. С другой стороны церквей течет речка Мжара, впадающая в Каменку, за которой расположены суздальские курганы X-XII веков. А дорога от церквей через Мжару ведет по полю в район Михали.
Михали – отдельно расположенный район Суздаля, фактически отдельная деревня в черте города. На машине попасть туда можно только с объездной дороги, пешком же – либо с ул. Ленина, от Ризположенской и Знаменской церквей, либо по живописной извилистой тропинке над Каменкой от Васильевского монастыря. С этой тропинки прекрасно видны как этот монастырь, так и три церкви в Михалях. К этим церквям можно подойти с улиц Колхозная и Михайловская.
Этот район предоставляет и богатую пищу для исследователей-историков: здесь, на берегу Мжары, были обнаружены обширные курганы-могильники – захоронения жителей Суздаля XII-XIII веков.
Самая высокая из трех церквей в Михалях – церковь Михаила Архангела (1769 г.), «летний» пятиглавый храм с колокольней, прибавляющей стройности красно-белому зданию, хорошо видному с берега реки. Высокий четверик храма отличает богатый декор: оба яруса окон обрамлены пышными наличниками, особенно выделяющимися белым цветом на темно-красном фоне стен. Колонки наличников – не гладкие, а ребристые, что придает им еще бóльшую узорчатость.
Над вторым ярусом окон проведен богатый поясок, а под кровлей, немного выше – карниз. Центральный, световой барабан наряднее прочих; «важность» центральной главы подчеркивает и крест более сложного рисунка. С запада к церкви пристроена трапезная, соединяющая основной объем с высокой колокольней в стиле классицизм. По композиции своей и по декору она близка самой высокой точке Суздаля – Преподобенской колокольне Ризположенского монастыря. Венчает колокольню стройный острый шпиль, опирающийся на сферический купол-основание.
Рядом с летней церковью – более поздняя маленькая церковь Флора и Лавра (1803 г.). Это скорее стилизация под классические «теплые» храмы Суздаля, строившиеся по клетскому типу. К центральной части, более высокой, с запада пристроен небольшой объем, похожий на меньшую клеть традиционных «зимних» храмов. Широкая алтарная часть – не полукруглая, а квадратная, с тремя смежными окнами.
За этой парой церквей, ближе к центральной улице Суздаля, стоит невысокая краснокирпичная церковь Александра Невского (начало ХХ в.). Это – один из двух имеющихся в Суздале храмов псевдорусского стиля, очень распространенного в средней полосе России в конце XIX – начале XX вв. Вторая церковь того же стиля – трапезная Сретенская церковь Ризположенского монастыря, находящаяся до сих пор в плачевном состоянии. В Суздале, где были сильны более консервативные традиции, этот стиль популярностью, по-видимому, не пользовался. Небольшой крестообразный в плане храм очень нарядно украшен наличниками, кокошниками, кирпичным узором, карнизами и колонками; видимо, строители стремились приблизить его вид к древнерусскому узорочью. Завершает четырехугольный объем небольшой широкий шатер с маленькой главкой на высоком расписном барабане.
Эта церковь долгое время, как и ее соседки, была заброшена, и только в начале XXI века ее привели в порядок и обнесли оградой вместе с храмами Михаила Архангела и Флора и Лавра.
Лазаревская церковь (1667г.), стоящая на пути от торговой площади к Ризположенскому монастырю, построена на месте находившейся здесь одноименной деревянной шатровой церкви XV века.
Она открывает начало пятиглавия в посадском зодчестве Суздаля. В ее архитектуре впервые появляются те декоративные приемы и детали, которые впоследствии станут характерными для суздальских храмов XVII-XVIII веков. Ее купола с нарядными световыми барабанами – одни из самых красивых в Суздале. В карнизе церкви впервые были применены изразцы, на каждом из фасадов – разные порталы. Каждая из главок поставлена на богато украшенные подковообразные кокошники. Вообще все богатое внешнее убранство этой церкви, видимо, указывает на вкусы «заказчиков» - посадских людей, на чьи средства строилась церковь.
Антипиевская церковь (1745г.) - невысокая, с одной главкой на тонком барабане, типичная «зимняя» церковь Суздаля, немного теряющаяся рядом со своей пышной высокой соседкой и собственной яркой колокольней.
Эта пара церквей вообще одна из самых заметных в Суздале, во многом благодаря нарядной необычной колокольне Антипиевского храма. По-видимому, она была построена несколько раньше самого храма. Шатер ее – свойственный для Суздаля вогнутой формы с круглыми отверстиями - «слухами». При реставрации всего комплекса в 1959 году под руководством А.Д. Варганова была восстановлена старая наружная расцветка колокольни, характерная для вкусов посада XVII века.
Несколько лет тому назад маковка колокольни обрушилась, сейчас она практически восстановлена.
Кресто-Никольская церковь (1770г.) стоит у северной части торговых рядов, и выходит на две улицы – Ленина и Старую. У нее, как и у каждой суздальской церкви, есть своя отличительная черта: если смотреть на эту церковь с разных улиц, то можно и не догадаться, что это – один и тот же храм, так он различается по внешнему виду с противоположных сторон. На улицу Ленина смотрит желтая часть - собственно, основной объем одноглавой церкви, построенной здесь примерно в 1770 году на месте часовни, поставленной здесь в середине XVII века в память об окончании мора. На желтой стене выделяются беленые узорчатые карнизы, фронтоны и напоминающие барочный стиль карнизы.
В XIX веке к церкви были пристроены широкая трапезная и колокольня со шпилем, хорошо видные от Старой улицы и закрывающие для обзора более старую часть церкви.
Смоленская церковь (1696–1706гг.), построенная в честь Смоленской иконы Божьей Матери в слободе Скучилиха, прилегавшей и принадлежавшей Спасо-Евфимьеву монастырю, стоит через дорогу от угловой башни монастыря. Несмотря на то, что пятиглавие к концу XVII века уже меньше интересовало суздальских зодчих, все же в этом храме они его сохранили. Хотя купола с тонкими изящными барабанами уже не так связаны с основным массивным кубическим объемом, пропорциональным и по-своему стройным, однако такое «легкое» пятиглавие лишает церковь характерной для тех времен монументальности.
Эта церковь как бы «встречала» приезжающих в город со стороны Ярославля – не случайно северный фасад декорирован богаче, а южный – наоборот, даже не имеет входа. Окна церкви украшены характерными для того времени наличниками с фигурными колонками.
Церковь Симона Столпника (1749г.) построена севернее от Смоленской. Это типичная для Суздаля «теплая» церковь, которую, однако, сильно исказили позднейшие переделки. Колокольня с высоким шпилем при этой паре церквей была построена на рубеже XVIII–XIX веков, в стиле классицизм.
Около Смоленской церкви стоит интересный памятник городской архитектуры – посадский дом, принадлежавший, вероятно, состоятельному горожанину. Хоть он и выстроен из кирпича, но традиции постройки близок к деревянной избе.
Цареконстантиновская церковь (1707г.) в восточной части посада была построена на средства, собранные жителями этого района города, на месте одноименной деревянной. Эта церковь особенно запоминается благодаря необычной форме куполов, посаженных на характерные для Суздаля тонкие высокие барабаны. Белые стены основного объема храма богато украшены кокошниками, «дыньками» и резными наличниками на окнах. В начале XIX века к храму пристроили классический круглый притвор, который, несмотря на разницу в стилях, хорошо гармонирует с основным объемом.
Интересно то, что Цареконстантиновская церковь была последней пятиглавой церковью, построенной в Суздале.
Скорбященская церковь (1750г.) – парная к Цареконстантиновской «теплая» церковь была построена на противоположной стороне проходившей здесь в XVIII веке улицы. Невысокая, как все «теплые» храмы, она состоит из клетей разной высоты, покрытых двускатной крышей. С запада к скромной по виду церкви пристроена высокая красивая колокольня с суздальским шатром–«дудкой», украшенная, словно бусами, разноцветными майоликовыми балясинами, карнизами и другими декоративными деталями. За густой зеленью саму церковь летом даже трудно рассмотреть, не подходя близко, но зато высокая колокольня хорошо видна издалека.
Суздаль – гостиницы, рестораны, архитектура, монастыри и памятники, отдых в Суздале.
Воскресенская церковь на торгу
Воскресенская церковь на торгу (1720 г.) выстроена на месте старой деревянной церкви, уничтоженной пожаром 1719 года, после которого посадские жители восстановили сгоревшую часть города по своему вкусу. Это отразилось и на архитектуре Воскресенской церкви. Основной объем храма строг, почти лишен какого-либо декоративного убранства, за исключением парадного крыльца с арками и круглыми столбами, и неширокого карниза из мелких арочек. Даже окна храма обошлись без наличников.
Центральной для большой торговой площади является колокольня. Изначально она была невысокой, с невысоким восьмериком на четверике. Поэтому ее пришлось надстраивать, одновременно богато украсив карнизами и разноцветными изразцами. В верхнем ярусе были сделаны новые высокие арки звона, а старые заложили; их следы до сих пор видны примерно на уровне середины колокольни, так что можно представить, какой высоты она была прежде. Высокий шпиль колокольни – свидетельство влияния петербуржской архитектуры: эта черта во многом напоминает колокольню собора Петропавловской крепости.
Казанская церковь (1739г.) – «теплая», была пристроена к Воскресенской и многократно перестраивалась, поэтому о ее первоначальном облике судить сложно. В ее достаточно эклектичном внешнем облике интересен кружевной металлический гребень на коньке крыши – черта народного искусства.
Суздаль – гостиницы, рестораны, архитектура, монастыри и памятники, отдых в Суздале.
Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви
Входо-Иерусалимская церковь (1707 г.) расположена между Гостиным двором и оборонительными укреплениями кремля, в юго-западном углу торговой площади. Как многие суздальские храмы, она встала на место прежней деревянной. Предшественница этой церкви называлась Пятницкой и была снесена из-за ветхости.
Это типичная «летняя» церковь, небольшой кубический объем которой украшен карнизами с интересным рисунком: пяты арочек опираются на небольшие консоли. Стены храма гладкие, окна в один ряд украшены резными наличниками.
Первоначально Входо-Иерусалимская церковь была пятиглавой, но так как в XVIII веке к пятиглавию постепенно пропадал интерес, то при первых неисправностях, проявившихся в архитектуре храма, четыре главы были снесены. Их восстановили только недавно, в 1990-х годах.
Пятницкая церковь (1772 г.), «теплая», была построена рядом с «холодной», или «летней» Входо-Иерусалимской и называлась Никольской, но благодаря тому, что прежде здесь стояла старая деревянная Пятницкая церковь, это название закрепилось за новым храмом в речи суздальцев.
Как и прочие «зимние» церкви, она представляет собой две каменные клети с широкой абсидой с восточной стороны. Но в отличие от большинства «зимних» храмов на центральный куб у нее поставлен восьмерик с высоким куполом, увенчанным необычной фигурной главкой.
Эта пара церквей до революции была единым комплексом, с колокольней и кирпичной оградой. Шатровая колокольня начала XVIII века была классической для Суздаля «вогнутой» формы, с гладкими гранями и без окон-слухов. Ограда того же времени, кирпичная и выкрашенная в белый цвет, была снабжена каменными воротами с оригинальнейшим завершением – каменным сводом формы, заимствованной из деревянного зодчества.
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи (1720 г.) находится у оборонительных укреплений кремля и лучше всего видна с насыпи, поскольку от ул. Кремлевской ее загораживают густые ветви деревьев. Она была построена на южной границе торговой площади приблизительно в одно время с Никольской церковью в Кремле, которую прекрасно видно с той же самой насыпи, но два этих храма заметно отличаются друг от друга, хотя построены по одинаковой трехчастно-осевой композиции. Украшена она весьма скромно – небольшим порталом и окнами с наличниками, и увенчана одной изящной главкой на тонком барабане.
Над крыльцом церкви возведена шатровая колокольня, четверик которой выведен на один уровень с четвериком основного объема. Шатер уже не вогнутый, но с теми же слуховыми отверстиями – люкарнами, которые есть на многих суздальских шатровых колокольнях. Отдельно колокольня смотрелась бы массивной, но в сочетании с мощным кубом храма выглядит легкой, почти невесомой.
Эту церковь можно увидеть в фильме «Женитьба Бальзаминова», отдельные сцены которого снимались именно на этой части кремлевских оборонительных укреплений.
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженская церковь (1696 г.) - «зимняя», с традиционной шатровой колокольней, как и большинство суздальских храмов такого рода, состоит из двух клетей разной высоты. Более высокая клеть увенчана небольшой главкой на довольно широком барабане. Шатер колокольни – не вогнутый, сродни колокольне церкви Иоанна Предтечи, с двумя рядами маленьких слуховых отверстий.
Козьмодемьянская церковь (XVIII в.) - «летняя», выстроена в стиле барокко: на невысоком четверике поставлен стройный высокий восьмерик, увенчанный одной главой купола, посаженного на узорчатый изящный барабан с кокошниками. Стены церкви строгие и не изобилуют резными украшениями.
Эта пара церквей в Коровниках, на берегу Каменки, – одна из наиболее удаленных от центра, ее нельзя назвать парадной. Мимо нее проезжают в основном постояльцы Туркомплекса и любители объезжать Суздаль по окружной дороге мимо поворотов на Гавриловское и Юрьев-Польской. А между тем дойти до этих церквей очень просто: по ул. Спасской от Спасо-Евфимиева монастыря или по живописному берегу Каменки.
Посадский дом (XVII-XVIII вв.) - редкий памятник городской архитектуры, каменный жилой дом, единственный в Суздале. Он находится рядом со Смоленской и Симеоновской церквями, наискосок от Спасо-Евфимиева монастыря.
Точное время его постройки неизвестно, но предполагается, что он был выстроен в конце XVII - начале XVIII вв., когда суздальцы стали строить каменные жилые дома вместо деревянных. По этой причине дом в каменных формах повторяет архитектуру деревянных жилых строений того времени. Западная часть, иди клеть дома, одноэтажная, выходящая на улицу, была построена раньше, вероятно, в конце XVIIв. Она глубоко вросла в землю, и от этого крытый вход ее выглядит почти как вход в подвал. Фасад дома со стороны центральной улицы украшают два окна с резными наличниками. Окна были растесаны, но при реставрации 1970-х гг. восстановлены в первоначальном виде.
Восточная клеть - двухэтажная, в ней сохранился сводчатый подклет – хозяйственное помещение, из которого в верхнюю горницу и светлицу ведет узкая винтовая лестница.
Дом был покрыт тесом, стены его украшены скромной каменной резьбой.
Сейчас в Посадском доме располагается музейная экспозиция, воссоздающая домашнюю обстановку торгового посадского жителя Суздаля. Есть предположение, что владельцы дома были калачниками и харчевниками. По другим источникам, такой дом мог принадлежать богатому духовному лицу.
Церковь Новомучеников и Исповедников Российских
В 1999 году в новом районе Суздаля была построена церковь Новомучеников и Исповедников Российских. Храм шатровый (один из двух шатровых храмов в Суздале; первым была Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря), высокий, с двумя рядами ложных кокошников под шатром и с небольшими оконцами.
Памятники и монументы
В богатом памятниками архитектуры Суздале статуи и стелы, бюсты и обелиски можно буквально пересчитать по пальцам. Все они относятся, в отличие от архитектурных памятников, к ХХ веку.
Самый «старший» памятник находится у стен Спасо-Евфимьева монастыря. По проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955г. был сооружен памятник Дмитрию Пожарскому - массивное основание в виде фрагмента стены Московского Кремля и возвышающийся над ней бюст князя Пожарского. На памятнике – надпись: «Дмитрию Пожарскому благодарная родина».
На Красной площади (бывш. Конной) напротив Преподобенской колокольни Ризположенского монастыря стоит четырехметровый бронзовый памятник В.И.Ленину, поставленный по проекту московского скульптора А.А.Тюренкова в июле 1978г. на месте прежнего, простоявшего в городе целых 37 лет. Предшественник его был установлен на площади в сентябре 1941г.
В городском сквере на углу ул. Ленина и Васильевской в 1986г. был установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне – Вечный Огонь. Под четырехугольным белым бетонным сводом с датами «1941–1945» на невысоком постаменте лежит солдатская каска, перед которой горит огонь. Сбоку - невысокая стена, на которой укреплены таблички с поименными списками солдат, павших на фронте.
В том же сквере, неподалеку от Вечного Огня, стоит небольшая гранитная плита с выбитыми на ней словами: «В память о мужестве жителей г.Суздаля и района, проявленном при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других атомных объектах».
Есть и очень интересные мемориальные таблички на стенах суздальских домов. На них тоже стоит обратить внимание. Так, например, на стене дома в начале ул. Кремлевской среди нескольких мемориальных досок, повествующих о разных периодах истории города, есть табличка, посвященная революционеру А.К.Гастеву, с 1894 по 1898 гг. проучившемуся в трехклассном училище.