В России ажиотажный спрос на санаторный отдых
Туроператоры наблюдают высокий спрос на санатории. Об этом сообщает Российский союз туриндустрии, подчеркивая, что ряд популярных санаториев Сочи и Кавказских Минеральных Вод полностью забронированы вплоть до декабря.
Двадцатидевятилетней москвичке Карине недельная поездка в санаторий под Железноводском обошлась в 150 тысяч рублей. Бронировать номер категории deluxe ей пришлось за месяц, все остальные места были раскуплены. Как говорит Карина, отдыхом она довольна и не заметила, что молодых людей было мало:
«Это была моя первая поездка в санаторий, я надеюсь, не последняя, потому что я наконец-то начала нормально ложиться спать, нормально просыпаться. Я отдыхала не по путевке, у меня не было какой-то лечебной программы, я на месте оформляла процедуры. У меня была неделя отпуска. Именно лечение покупаешь дополнительно, но обязательно входят [в стоимость] посещение бювета, минеральная вода — то, за чем все едут в эти края, трехразовое питание (у каждого блюда указано, какой диете оно соответствует, есть такой прекрасный прием пищи, как вечерний кефир). Мне кажется, что санатории стали гораздо современнее. Мне написали очень много друзей, человек 20, спросили название санатория. Такое ощущение, что это даже стало модно. Я не могу сказать, что было больше пожилых людей. Например, в нашей здравнице, такое ощущение, молодых и пожилых было примерно в одинаковых пропорциях».
Санаторная система сложилась при Советском Союзе. В 1970-е в стране насчитывалось 2,5 тысячи санаториев. Путевку можно было получить от профкома на предприятии либо купить со скидкой до 70%, остальное компенсировало государство. Ежегодно советские здравницы принимали миллионы людей. Уровень сервиса по нашим временам скромный. В номере — несколько коек, душ и туалет — на этаже. После завтрака — лечебные процедуры. Из развлечений — экскурсии и вечернее кино.
Льготных путевок сейчас почти нет. Казалось, россияне и сами перестали хотеть отдыхать по-старому. Санаторий? Лечебные ванны? Ну, нет, это что-то на пенсионерском. Однако ситуация поменялась. Как рассказывает вице-президент Ассоциации туроператоров России, гендиректор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин, прибавилось не только молодых людей, но теперь в ходу и другие лечебные программы:
Сергей Ромашкин
генеральный директор турфирмы «Дельфин», вице-президент Ассоциации туроператоров России:
«Мы делим аудиторию на две большие группы. Первая — это классические туристы или пациенты. Это люди 53-55 лет, иногда старше, две трети — женщины. Есть и другая волна туристов, им 33-35 лет, и их пребывание связано с такими программами, как релакс, детокс, антистресс. Это здоровые люди, которые просто хотят снять нервное напряжение, часто они в таких программах работают с психологом. Как правило, такие программы дороже, чем классические, но лечение в санаториях — это недешевая история. Наш санаторий сейчас стоит 6-6,5 тысячи в сутки с трехразовым питанием, с медицинской программой. Это дороже, чем в среднем российском отеле. Понятно, что медицина добавляет к проживанию туриста еще какой-то медицинский компонент, а он разный в разных санаториях».
Интерес к санаториям начал расти после пандемии. Но индустрия не поспевает за спросом, так как построить небольшую здравницу куда сложнее, чем стандартный отель. Ведь нужно нанять медперсонал, доказать, что процедурные залы безопасны, а заодно заказать дорогостоящее оборудование.