Особенности национального гастротуризма. Что попробовать в регионах России
Какое видео прославило татарскую кухню за океаном, где найти самый вкусный кедровый грильяж и какие пропорции у идеального гастротура? Выяснили у экспертов рынка, насколько популярен в России гастротуризм. Бонусом – цены на гастрономические туры 2024 года и самые вкусные блюда со всех регионов страны, рекомендуемые туроператорами.
Гастрономический туризм, согласно классическому определению, это способ познакомиться со страной путем исследования национальной гастрономии.
Насколько российские туристы готовы узнавать свою Родину именно через локальную кухню или они ставят себе более широкие задачи в путешествиях по регионам страны? Выяснили этот вопрос у туроператоров.
РОССИЯНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ТУРЫ «С ГАСТРОНОМИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ», НО НЕ «ЧИСТЫЕ» ГАСТРОТУРЫ
Российские туроператоры предлагают в разы меньше гастрономических туров, чем экскурсионных туров «с элементами гастрономии».
Причины – в структуре спроса. Эксперты Национального туроператора АЛЕАН подчеркивают, что, во-первых, программа классических туров всегда более разнообразна, и они нацелены на более широкую аудиторию, чем исключительно гастрономические туры. Во-вторых, гастротуры дороже классических экскурсионных программ из-за того, что включают множество дополнительных опций.
Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР по вопросам внутреннего туризма и генеральный директор туроператора «Дельфин» считает, что первоочередная цель путешествия для туристов – это все же культура в целом. В поездке они рассчитывают прикоснуться к истории, к брендам города или края, а гастрономия – это только приятное приложение к поездке, составная часть культуры.
«Больше спрос, конечно же, не на «гастротуры» в чистом виде, а на туры по России «с элементами гастрономии», которые включают посещение основных достопримечательностей», – подтверждает и глава пресс-службы туроператора «Интурист» Дарья Домостроева.
По ее словам, большинство туристов в экскурсионных турах сейчас приезжают в какой-либо регион России впервые. Поэтому они хотят совместить приятное с полезным и получить максимум от поездки, а не изучить одну лишь только кухню.
«Людей отпугивает название «гастротур» – уверен глава туроператора «Дельфин».
Когда турист видит название вроде «Край сыроваров и маслоделов», у него невольно складывается впечатление, что все два дня тура и в Ростове Великом, и в Переславле-Залесском, он будет только посещать дегустации упомянутых продуктов и не увидит главные достопримечательности этих городов.
«Должен быть баланс впечатлений. Я бы сказал, что даже в гастрономическом вояже ⅔ или ¾ должны составлять классические достопримечательности, а гастрономические впечатления – ¼ или максимум ⅓ по времени. Два часа в день на дегустации, если у вас трехдневный тур – тогда туристы согласятся ехать», – утверждает Сергей Ромашкин.
ПРОДВИЖЕНИЕ ГАСТРОНОМИИ РЕГИОНА ПОДНИМАЕТ СПРОС НА ТУРЫ
Современные туристы много где были и много чего видели. Они ищут новых впечатлений, и гастрономия регионов России во многом может служить именно этим целям, считают в FUN&SUN.
Гастрономические элементы тура – дегустации, кулинарные мастер-классы, посещение ресторанов, специализирующихся на национальной кухне, – повышают интерес путешественников к туру, отмечают и в пресс-службе АЛЕАН. Не менее 10% туристов ставят гастрономическую составляющую на первое место при планировании путешествий по России, сообщает туроператор.
Гастрономические события могут мотивировать туристов на короткие поездки. По данным опроса Национального туроператора АЛЕАН, 17% туристов (из тех, кого интересует событийная повестка) готовы «сорваться» в соседний город или регион (принять решение о поездке за 2-3 дня до начала тура), чтобы посетить гастрофестиваль.
Во многом благодаря национальной кухне популярность у массового туриста приобрели Дагестан и Тюменская область, сейчас по этому пути идет Красноярский край, делятся эксперты «Интуриста».
Например, красноярские рестораны «Tunguska» и «0.75 Please Wine & Kitchen» возглавили десятку лучших ресторанов Сибири в 2023 году по версии независимой ресторанной премии WHERETOEAT Siberia.
«За последние 10 лет в России случился «ресторанный бум», появилось множество проектов от именитых российских шеф-поваров. Например, Сочи раньше не был местом , где можно вкусно поесть, а сейчас туристы знают десятки ресторанов, где хотят обязательно побывать, даже если их основные цели – это пляжный или горнолыжный туризм. Конечно, еда входит в ткань тура, делает поездку более разнообразной, интересной, более живой», – подтверждает мнение коллег Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин».
ЕДА – ФАКТОР ПРИТЯЖЕНИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ. ВАЖНЫЙ, НО НЕ ОСНОВНОЙ
Может ли еда сама по себе, изолированно от других факторов, стать причиной для посещения того или региона России? Вряд ли.
«Я не могу назвать ни одного города, где «гастроидея» могла бы занять центральное место в туре, в идее тура, в названии тура, а самое главное – в головах туристов», – поддерживает эту точку зрения коллег Сергей Ромашкин, глава туроператора «Дельфин.
В АЛЕАН также не берутся назвать регионы, в которые туристы едут в первую очередь ради гастрономии. Однако выделяют города и области, которые сделали из локальных продуктов туристический бренды. Например, Суздаль – медовуха, Луховицы – огурцы, Кострома – сыр, Тульская область – пряники и белевская пастила. Но, конечно, все это тоже «дополнение» к турам в эти регионы
Эксперты FUN&SUN говорят об относительно большей, чем для других регионов, роли локальной гастрономии для туристов, посещающих регионы Дальнего Востока и Мурманской области, в связи с обилием там более доступных морепродуктов, которые можно в замороженном виде привезти домой.
Компания «Интурист» также называет среди регионов с большой привлекательностью местной кухни и продуктов Приморский край и добавляет к нему Тюменскую область, «лососевую» Карелию, Красноярский край, прославившийся ресторанами, а также хлебосольный Кавказ.
Но, опять же, сорваться в поездку ради одной еды и в эти регионы может и способен далеко не каждый житель Центра России.
ЧТО РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ ПРЕДЛАГАЮТ ГАСТРОТУРИСТАМ
«В наших кавказских республиках хорошо понимают, что такое культура еды. Там застолье – это событие. Москвичи могут ограничиться пятиминутным перекусом на улице, а на Кавказе так никто не делает. Конечно, это восприятие другой страны, в какой-то мере, другой национальной культуры, через гастрономию. Здесь это важная часть поездки. Это позволяет медленно и вдумчиво войти в «национальное настроение», – делится своим мнением Сергей Ромашкин.
В каждом регионе России представлены те или иные локальные блюда или продукты. Гастрономия – это такая же визитная карточка региона, как и другие рукотворные достопримечательности. Это очень хорошо понимают некоторые местные комитеты по туризму и в целом региональные власти, которые инвестируют в развитие своей идентичности и поддерживают начинания местных предпринимателей, отмечают в компании «Интурист».
Многие регионы России разработали специализированные гастрономические программы, кулинарные фестивали и ярмарки, посвященные местной кухне, продвигают рестораны с локальной кухней.
В Москве на ВДНХ недавно открыли Дом Российской кухни, тут можно попробовать блюда различных регионов России, а если повезет – попасть на презентацию того или иного региона с приготовлением и дегустацией кулинарных шедевров, отмечают в FUN&SUN.
Напомним также, что в концепции национальных туристических маршрутов, сеть которых активно развивается в России при поддержке Минэкономразвития и АТОР, локальная кухня и в целом гастрономия рассматривается как один из важнейших факторов привлечения туристов. Эксперты всегда рекомендуют насыщать национальные маршруты регионов гастровпечатлениями. И это дает эффект взаимозависимой связи, синергии: гастрономия продвигает маршрут, а маршрут – сам регион и его кухню.
Популяризируют локальную кухню участники гастрономических фестивалей, например, фестиваля «Вкус Арктики», делятся в АЛЕАН. Продвигает местные гастробренды и поддерживаемый АТОР ежегодный конкурс Минсельхоза «Вкусы России».
Рост популярности социальных сетей также способствует интересу к турам с элементами гастрономии. Блогеры и путешественники делятся своими кулинарными открытиями и тем самым популяризируют маршруты. Например, забавный видеоролик «Эчпочмак с горячим чаем» быстро набрал популярность в сети, познакомив множество зрителей (не только в России, но и за рубежом) с этим знаменитым блюдом татарской кухни, добавляют в FUN&SUN.
Стараются продвигать региональные блюда, продукты и гастрономические традиции и сами туроператоры. Так, например, круизные туроператоры сделали гастрономию регионов, по которым проходят их круизы, одной из фирменных «фишек» своих маршрутов.
ЦЕНЫ НА ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТУРЫ ПО РОССИИ В 2024 ГОДУ
Самый короткий и самый бюджетный гастротур из опрошенных туроператоров предлагает FUN&SUN. Путешествие «Ярославль – тур с дегустациями» отправляет туристов из Москвы в Ярославль на один день, стоимость поездки начинается от 3539 руб. за человека.
Самый дорогой тур у туроператора с элементами гастротуризма – поездка на Камчатку «Арсеньев (Во владениях Снежной Королевы)» на 5 ночей стоимостью от 98 811 руб. на человека при двухместном размещении.
Стоимость гастрономических туров туроператора «Интурист» в Дагестан начинается от 38 000 руб. за 4 дня на человека без дороги.
АЛЕАН предлагает отправиться в «Гастрономический тур по Золотому кольцу с дегустациями» на 3 дня при минимальной стоимости от 39 780 руб. на двоих.
«Дельфин» отправляет туристов в «Гастрономический тур в Ярославскую губернию на праздники» на 2 дня при стоимости от 28 380 руб. на двоих.
САМЫЕ ВКУСНЫЕ БЛЮДА ИЗ РАЗНЫХ УГОЛКОВ РОССИИ
Мы попросили туроператоров рекомендовать нам самые вкусные блюда из разных регионов России. Советуем не читать на голодный желудок.
FUN&SUN рекомендует попробовать уху из камчатского краба и юколу – сушено-вяленое мясо рыб чира, муксуна или сига на Дальнем Востоке.
Сахалин славится сиропом из ягоды красники, которую также называют «клоповка». Ее добавляют в чай вместо сахара, а также используют для приготовления десертов.
На Байкале можно отведать бурятские буузы или позы, омуль в разных видах. А из Бурятии нужно привезли кедровый грильяж местной кондитерской фабрики.
В Карелии готовят уху на сливках – лохикейтто и калакейтто.
«Интурист» рекомендует попробовать в Псковской области сбитень от местного производителя из Пушкинских Гор.
АЛЕАН рекомендует познакомиться со столицей Татарстана через стрит-фуд. На казанских улицах можно попробовать незабываемую выпечку: элеш – круглый пирожок с курицей и картошкой, губадия – многослойный пирог с мясом, рисом, яйцом и сухофруктами, кыстыбый – лепешка с начинкой. Из супов можно отметить токмач с лапшой.
Из съестных подарков из Татарстана с собой можно увезти: талкыш калеве – десерт из масла, муки и меда, который выглядит как пирамидка из волокнистых сладких нитей, казылык – колбаса из конины и каклаган каз – вяленый гусь.
В Тюменской области делают пельмени с самыми разнообразными начинкам – с зайцем, с пелядью в шампанском, с муксуном и олениной.
Помним о бренде региона – черном золоте – и пробуем «уху нефтяника». Насыщенный черный цвет блюду может придавать нефть высокой очистки или чернила каракатицы.
В Тюменской области туристы могут отправиться в город декабристов – Ялуторовск. Он претендует на звание «блинной столицы» страны. Здесь был изготовлен самый большой блин, попавший в Книгу рекордов России.
Мурманская область может запомниться такими креативными блюдами и напитками, как суп из морошки с мороженым и чипсами из ягеля, беляш с крабом, кедровый кофе, кофе со вкусом морошки, заебуриха (похлебка из трески с овощами), бургер с олениной.
Из необычных блюд Приморья, Сахалина и Камчатки можно отметить из русской кухни – корюшку из печи, а из блюд азиатской кухни – сладкое мясо губаджоу и пирожки пян-се.
На Кавказе пробуют хычины, чуду, чапильгаш – лепешки с разнообразными начинками, каурму – блюдо с мясом и овощами и курзе – дагестанские пельмени.
Курорты Краснодарского края привлекательны с точки зрения эногастрономического туризма. Здесь располагается множество виноделен.